В волгоградском Новом экспериментальном театре (НЭТе) есть замечательный детский спектакль – «Снежная королева» по сказке Ганса Христиана Андерсена и пьесе Евгения Шварца. В качестве его режиссёра-постановщика выступила одна из ведущих актрис НЭТа Виолетта Койфман и получилось у неё это так же глубоко и захватывающе, как и исполнение ролей.
Изначально спектакль показали в новогодние школьные каникулы и первыми зрителями стали дети участников СВО, школьники, отличившиеся в учебе, науке, спорте и творчестве, дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также делегаты съезда нового всероссийского движения детей и молодежи «Движение первых». Успех «Снежной королевы» превзошел все ожидания.
НЭТ, конечно, очень сильный театр, лучший театр Волгограда и Волгоградской области, но никакие рейтинги не могут заставить зрителей полюбить спектакль, а «Снежную королеву» публика полюбила с первого раза, все показы в каникулы прошли при аншлагах, спрос на «Королеву» был настолько высок, что её стали ставить в афишу не зависимо от времени года.
Но это не удивительно. Виолетта Койфман отлично знает труппу и возможности каждого артиста, поэтому подбор актёров на все роли оказался в яблочко. Итак, Кай – Адам Алыев, Герда – Олеся Мелешникова, Бабушка – Елена Тополага, Снежная королева – Татьяна Гончарова, Сказочник – Алексей Жидков, Король – Дмитрий Макаров, Маленькая разбойница – Анастасия Жидкова, Атаманша - Вера Шаркова и Виолетта Койфман, Цветочница – Вера Шаркова и Екатерина Мелешникова. В других ролях - артисты НЭТа.
Что важно - детей играют дети, поскольку это добавляет художественного реализма в спектакль. Причём, в НЭТе уже появляются актерские династии, так, Олеся Мелешникова – дочь ведущих артистов театра Екатерины и Виталия Мелешниковых. У всех без исключения актеров яркие, звучные голоса, богатство интонаций и безупречная четкость дикции. Кроме того, они все (все!) очень универсальны: легко двигаются по сцене с характерной для своего персонажа походкой, их жесты и позы предельно говорящи и они зажигательно поют (композитор, автор песен – Виктор Каменский) и танцуют, когда это требуется по сюжету (хореограф – Алексей Жидков, музыкальное оформление – Ольга Булискерия).
Выдающееся мастерство артистов труппы еще больше расцветает в ярких декорациях (сценограф – Леонид Чуриков) и подчеркивается красочными, выразительными костюмами (художник по костюмам - Эдуард Абрамов) и потрясающими сценическими эффектами (видео-инсталляция – Виктор Гончаров, лазерная проекция – Студия «Делаем шоу», художник по свету – Андрей Мирошниченко).
В текст некоторых ролей вставлены понятия и словечки из наших дней, но немного. Ровно столько, сколько нужно, чтобы приблизить происходящее на сцене к нашим сегодняшним реалиям. Например, Сказочник говорит Герде о разбойниках: «Они не платят налоги, это опасные люди» или «Одолжил гнома у знакомого в ТЮЗе». Конечно, про налоги, гнома и ТЮЗ нет ни у Андерсена, ни у Шварца, но эти фразы на каждом спектакле неизменно вызывают улыбки и детей, и взрослых, и делают его еще более современным по восприятию.
Вот, оказывается, как превосходно можно поставить спектакль по классике без «осовременивания» и зауми, красиво, сочно, понятно, стильно, живо и актуально!
Спектакль «Снежная королева» - о любви к близким и о преданности дружбе, об умении преодолевать страх и справляться с трудностями; о том, как важна бывает помощь случайно встреченных прохожих, хотя и считается, что случайности не случайны; о том, что в самых отчаянных обстоятельствах вера в себя становится единственной надеждой, опорой и дорогой к победе; о том, как важно быть добрым и благодарным.
В этом спектакле, адресованном детям и взрослым, – ведь взрослые тоже когда-то были детьми – нашлось место радостям и трудностям, искренности и лицемерию, чудесам и волшебству. В постановке есть много музыкальных сцен, много почти цирковых трюков и эффектов, но они не отвлекают от содержания, а усиливают его значимость.
Действие спектакля стремительно, но не поспешно, поскольку в нашу эпоху, когда время мчится вскачь и мы вместе с ним, размеренность, которая была характерна для периодов жизни Андерсена и Шварца, воспринималась бы как медлительность. Но при всей стремительности действия темп спектакля позволяет зрителям успеть всмотреться в жизнь персонажей, прочувствовать их и понять не только умом, но и сердцем.
НЭТовская «Снежная королева» показывает, как осуществляются мечты и достигаются цели, особенно, когда зритель – будь то ребенок или взрослый – в какой-то момент отождествляет себя с одним из героев спектакля. Недаром же считается, что театр – это отражение жизни, а мы все в нём - актёры.