Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 января 2025 г.
  4. № 1-2 (6966) (15.01.2025)
Литература Литературный резерв

Сказки для тех, кто…

19 января 2025

Диана Константинова. #дианкинысказки: стихотворения. – М.: У Никитских ворот, 2022. – 100 с.

Помните, когда вы последний раз читали сказки? Себе, детям, внукам… не так важно кому, важен сам факт. Я вот не помню. Собрания сказок на домашних полках поросли пыльной бородой. Всё-таки слишком много в сказках жизни. Если до поры до времени это обстоятельство призвано готовить читателя к тому, что он увидит, когда занесёт кроссовку над порогом квартиры, то мне увиденного за порогом хватает за глаза, да и на подготовку сил обычно не остаётся. Не так страшны кощеи в книжках, как кощеи, с которыми нужно находить общий язык здесь и сейчас.

В поэтическом сборнике Дианы Константиновой под названием, которое волшебным образом превращается в хештег и возвращается обратно, кощеев, к счастью, не наблюдается. Облегчённо выдыхаем, читаем дальше. Откуда, кстати, взялся хештег? Из социальных сетей, в которых Диана публикует заметки и истории, «вдохновлённые реальностью и никому не посвящённые». «Что в них правда, а что вымысел – даже я не знаю», – признаётся автор. «Да-да, – кивает одна моя внутренняя сущность, – правда художественная довольно свободно соотносится с правдой реальной». Эта сущность носит круглые очки и пиджак табачного цвета, и её никто сюда не звал.

Книга состоит из пяти разделов, озаглавленных также хештегами. Сказочное путешествие проходит по маршруту: #внекоторомцарстве, #сказкипролюбовь, #мрачныесказочки, #временагода, #долгоисчастливо. «Дорожные впечатления», надо сказать, полностью соответствуют именам ключевых остановок.

«Замечательно, что названия первого и последнего разделов играют с известными сказочными формулами, – признаёт сущность в круглых очках и вдруг щурится, а очки как будто бы превращаются в монокль, – вот только #временагода здесь явно не к месту».

«Очень даже к месту!» – возражаю я. «#временагода, как ничто другое, подхватывают настроение #мрачныхсказочек и несут его в сторону #долгоисчастливо. Посмотри, например, каким стихотворением открывается этот раздел. Целиком его я, конечно, не приведу, но вот фрагмент: «Пронизанная холодом, / Во что я теперь верую? / Я стала сама городом, / Где небо всегда серое. / Где стены домов чёрные, / Глаза фонарей щурятся, / И, словно заключённые, / Вздыхают в ночи улицы». Разбивка на слоги в непривычных местах последовательно выдерживается во всём стихотворении и уже на уровне графического отображения усиливает впечатление, что у лирической героини зуб на зуб не попадает. Да что там у героини – у всего города, с которым она становится одним целым. А будешь читать дальше – заметишь, что настроение меняется. На страницах встретишь искромётную иронию и житейскую мудрость, например: «не любовь, а просто / притяженье тел, / просто я хотела / чтоб и ты хотел». Или вот ещё: «Месяц нож вынимал из кармана, / До предела тоску донеся, / Разлеглась на диване Диана, / Молодая красивая вся. <…> Пролетало пространство сквозь вечность, / Ухмылялся им злой зодиак. / Затекла у Дианы конечность. / Ну а как же? Иначе никак». Здесь тебе, недовольный ты мой, и переосмысление городского фольклора, и улыбка в сторону клише, и искренность, размывание границ между автором и лирической героиней.

«И всё-таки текст недостаточно плотный», – бурчит пиджак табачного цвета, – культурных отсылок могло бы быть и больше». Ну что ж, дорогой собеседник, открывай страницу 46 и читай: «Так здесь красиво – дышать не могу совсем. / Молния между нами заметна всем. / Звуки на минимум? Нет никаких проблем, / Кроме тебя, не хочу быть уже ни с кем» – и далее. Если не получается разглядеть предтексты за этими словами, то стоит обновить оптику и почитать свежие обзоры популярной культуры. Культуре классической в книге, кстати, тоже поклон: «Вы – Мадонна у Рафаэля, / Я умру за Вас на дуэли! / Лена, я человек с сюрпризом, / Я, Елена, Троянский конь!»

Можно бесконечно демонстрировать силу иронии, в целом свойственной текстам #дианкиныхсказок, но с моей стороны было бы некомпетентным не сказать о некоторых интересных рифмах, например: стоптаны / под окнами, рано утром / маршрутом. («Небогатые! Небогатые!» – раздражается критик.) К серьёзным материям тоже следует присмотреться. В стихах Дианы Константиновой излагается мифология сотворения человека: «Но… на лбу у меня морщина: / Много хмурилась, удивлялась… / Время лепит меня из глины, / Это глина на лбу замялась». Можно найти и проговаривание обыкновенностей в режиме акына «что вижу, то пою», а потом – раз! – сквозь него нет-нет да и сверкнёт метафизический ножичек: «Шелестит берёзы ветка, / Где-то сушится бельё – / Я подбросила монетку, / Жизнь поставив на неё». Есть и трагическая немногословность, в которой паузы (в письменном варианте – разбивка на строчки) оказываются красноречивее сказанного: «Науке сегодня известно много, / Но в чаше сомнений заметен скол. / Куда убегает твоя дорога? / А можно с тобой? / Тишина. / Ушёл». Приходит даже есенинский чёрный человек. Самое страшное – приходит не один, а втроём, вырастает в компанию, с которой не по себе, но без которой пусто:

Я промолчала все вопросы эти.

Я молча разливала чай по кружкам:

одному – с белочкой,

другому – с цветочком,

а третьему – с надписью «Терафлю».

Так мы и просидели.

Всю ночь.

Молчали.

Нам не о чем было говорить.

Они ушли под утро.

И в тесной кухне стало пусто.

А с ними, я признаюсь, было страшно.

Но пусть придут ещё.

Обязательно.


Отберу у внутреннего критика табачный пиджак и признаюсь: при чтении я не раз ловила впечатление, что сказка всё-таки тесная кухня для наблюдений и переживаний. Так что будем надеяться, что следующая книга Дианы Константиновой значительно раздвинет жанровые рамки. Но пока у нас, к счастью, есть сказки для тех, кто не боится прямо смотреть на мир и себя в нём – вовлечённо и вместе с тем со здоровой иронией.

На этом и закончим. Кстати, о финальных сказочных формулах: как говорят башкиры, «сказка моя дальше пошла, а я остался тут».

Полина Кондратенко

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Музыка побеждает всё

    22.05.2025
  • Закат, приснившийся земле

    22.05.2025
  • Право на счастье

    22.05.2025
  • Шоу ради шоу?

    22.05.2025
  • Не путеводитель

    22.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS