Бытует мнение, что немцы относятся к русским лучше, чем представители других стран Европы. Так ли это? Кто и каким образом формирует общественное мнение в Германии, какова роль телевидения в этом процессе?
Конечно, в головы восьмидесяти миллионов немцев не заглянуть, хотя определённое представление о том, как они относятся к россиянам, можно получить на основе личного опыта. Однако впечатления от кратковременных туристических визитов в Берлин или Шварцвальд не стоит принимать за эталон немецкого вкуса. Заслышав звон монет, педантичные немцы иногда поступаются своими принципами – примерно, как это произошло в Гармиш-Партенкирхене этим летом.
На курорте, известном своим снегом и сказочным видом на вершину Цугшпитце, издали каталог, в котором требования маркетинга заставили изменить реальность до неузнаваемости. Дело в том, что с 1851 года пик Цугшпитце украшен позолоченным крестом. В 2009 году его заново отреставрировали, потратив немалые деньги – 15 000 евро. Однако в 2012 году от этого воистину монументального символа решили избавиться ради привлечения… арабских туристов! Мол, негоже смущать потенциальных денежных клиентов из мусульманских стран видом христианского креста. К счастью, в целях экономии операция прошла почти понарошку: креста нет на фотографиях Цугшпитце в версии каталога для арабских стран. Каково будет удивление гостей с Аравийского полуострова, когда они его там всё-таки заметят, можно только гадать…
Итак, чтобы не обольщаться на свой счёт, стоит ознакомиться с результатами опросов общественного мнения. В целом к россиянам относятся настороженно. Российских поставщиков энергии откровенно недолюбливают. Несмотря на надёжное многолетнее сотрудничество: свыше шестидесяти процентов опрошенных опасаются, что Россия может злоупотребить своими газовыми и нефтяными ресурсами, чтобы навязать Германии свои условия. Какие именно условия – не уточняется. Видимо, для подобного отношения достаточно и того, что у России теоретически существуют какие-то свои интересы, которые немцам заочно не по нутру. Символично, что компании – поставщики энергоносителей рассматриваются в Германии исключительно как инструмент в руках российских политиков, от которых немцы, мягко говоря, не в восторге. Ведь эти политики, во-первых, не хотят демократии у себя в стране и в союзе с заскорузлой Русской православной церковью измываются над прогрессивной девичьей панк-группой. А во-вторых, они не хотят мира на земле и блокируют решение ООН по военному вмешательству в сирийский конфликт.
Из каких источников информации черпают свои знания о России инициаторы опросов – неизвестно, гадать не будем. А вот представления респондентов основаны, как правило, на материалах немецких СМИ, в огромной степени почерпнуты из телевизионных программ. Показательно, что ТВ освещает такое, казалось бы, многогранное явление, как Россия, исключительно в трёх ракурсах: сказки, природа, Путин.
Телекомпании восточногерманских земель – RBB и MDR – по старой памяти транслируют советские фильмы-сказки. В их репертуаре «Морозко», «Аленький цветочек», «Варвара-краса, длинная коса», «Садко» и другие экранизации советской эпохи. Правда, чтобы избежать лишнего упоминания Большого брата (СССР) в положительном контексте и, как следствие, обвинений в ретроградстве, немецкие умники от телемаркетинга окрестили шедевры советского детского кино «российскими фильмами» (russische Spielfilme).
В отличие от своих восточногерманских коллег, любящих сказки, телекомпании исконно западных земель говорят о России в прагматической плоскости. Что в первую очередь привлекает европейцев в России сегодня? После падения железного занавеса любознательные жители Европы успели познакомиться с культурными магнитами – Петербургом и Москвой. Теперь их больше интересуют необозримые пространства России и её природа, всё ещё таящая огромные ресурсы.
В Германии документальные фильмы о природе России пользуются неизменным спросом. Многосерийный цикл о стране «от южных морей до полярного края» транслируется на западногерманском канале WDR в прайм-тайм. Он не рассказывает о российских мегаполисах, во многом похожих на унифицированные европейские города. Название цикла: «Дикая Россия» (Wildes Russland) – говорит само за себя. С одной стороны, речь, конечно же, идёт о нетронутой природе труднодоступных регионов России, но, с другой стороны, зрителю неумолимо приходит на ум выражение, ставшее и в Германии крылатым, – «Дикий Запад», со всеми сопутствующими ассоциациями.
Для немцев, живущих в заасфальтированной до самой последней деревеньки Германии, Россия, безусловно, предстаёт дикой местностью. Бескрайние просторы, на которых почти не встретишь людей, зато увидишь настоящих, а не из зоопарка, зверей, очаруют любого зрителя своей первозданностью. Гармонично подобранная торжественная музыка за кадром помогает ощутить восторг журналиста, оказавшегося один на один с русским лесом, полем и небом. В такие моменты хочется Россию просто обнять – до того она хороша.
Для людей места в этих кадрах нет. Восторг вызывает природа России, но никак не её жители. Люди преподносятся скорее в качестве уничтожителей своей страны. Не успеет камера уйти от видов природы, как сразу же наталкивается на следы человеческой деятельности, тоже дикой, но в другом смысле слова. Развалины, корабли-призраки и протекающие нефтепроводы. Яркий контраст взывает к инстинкту немца-хозяйственника, сокрушающегося по поводу столь бездарной неустроенности. Восторг уступает место негодованию. Давно известные клише всплывают на поверхность сознания: пьянство, лень, коррупция. Как по заказу из ниоткуда возникает фигура безработного механика навеселе, укутанного в тёмный бушлат и отчаянно ругающего власть имущих.
В немецком представлении власть в России олицетворяется одной-единственной личностью – Владимиром Путиным. Не важно, исполняет ли он функции премьер-министра или президента. Для пущей наглядности немецкие СМИ любят называть Путина просто-напросто царём. По правилам немецкой грамматики, существительное следует писать с заглавной буквы, что позволяет ещё больше подчеркнуть предполагаемую безграничную власть Путина: Der Zar. Медийно созданный статус самодержца нужно, конечно же, подпитывать картинками из реальной жизни. С этой целью немецкие журналисты неустанно посещают Россию, неделями сопровождают российского президента в поездках по одной шестой части суши от Чёрного моря до Сибири, чтобы потом окрестить свой фильм «Я, Путин» (Ich, Putin – Ein Portrait). Разумеется, не без намёка на роман Роберта Грейвса «Я, Клавдий», изданный в Германии под названием «Я, Клавдий, цезарь и бог». Как будто ассоциация с образом падкого до власти императора повышает ценность исследования. Немудрено, что даже благожелательно настроенный фильм Петера Шоль-Латура о России, окружённой, по его мнению, со всех сторон, как волк – флажками, называется «Империя Путина между НАТО, Китаем и исламом».
Рассчитывать на какие-либо позитивные оценки российской жизни не стоит. Особо прогрессивные журналисты германского первого канала запросто позволяют себе называть «Единую Россию» партией марионеток, а съезд партии – «шоу глянцевой демократии». Съезды партий республиканцев или демократов в США немецкие журналисты в таком тоне ни за что не прокомментируют, хотя манипуляций и лакировки действительности там побольше будет. С другой стороны, чего можно ожидать от первого канала, если на завтрак своим бюргерам он подаёт репортаж о страдалицах из Pussy Riot под заголовком «Россия: от демократии к диктатуре». Чести называться последней диктатурой в Европе до сих пор удостаивалась лишь Белоруссия. Видимо, по немецким понятиям, Россия её успешно обошла.
А где же люди, обыкновенные россияне, не толоконниковы и навальные? Их на голубых экранах нет. Дело в том, что немецкие СМИ разделили сто сорок миллионов россиян на две группы; с одной из них журналистам можно работать без особого интеллектуального напряжения, однако с финансовой выгодой для себя. В данный момент в глазах немецких исследователей русской реальности существуют те, кто за Путина, и те, кто против. «Противяне» – это хорошо, прогресс и интересно. О них вещают постоянно, с состраданием и в разных ракурсах. «Заяне» – это, по определению Шпигеля, плохообразованные простаки (Der Spiegel, Nr. 31/2012, Personalien – Sweta Kurizyna). Они, видимо, недостойны внимания нации поэтов и мыслителей. И другого, более изобретательного подхода к пониманию происходящих в России процессов не существует.
Эта дуалистическая классификация политвзглядов, несомненно, имеет денежную подоплёку. Проще, технологичнее и дешевле входить в положение участников так называемых маршей миллионов, насчитывающих, как нарочно, только сотню тысяч, чем вникать в проблемы и радости остальных, число которым сотня миллионов.
Эссен, ФРГ
P.S.
Пиар для P.R.
Страсти вокруг Pussy Riot в Европе и Германии не утихают. За выходом Толоконниковой, Алёхиной и Самуцевич в финальный круг премии Сахарова за свободомыслие на 2012 год, известной также как премия Европарламента за достижения в защите прав человека, последовала их номинация на премию «Бесстрашное слово», которая вручается каждые два года городами, в которых жил и работал великий реформатор Мартин Лютер.
Из числа шестнадцати организаторов премии «Бесстрашное слово» на этот раз отличился Виттенберг. Действующий мэр этого города, социал-демократ Экхард Науманн, лично выступил в поддержку номинации «панковской группы из России». Видимо, не совсем добровольно.
Несмотря на массовый пиар – поклонение Pussy Riot в Германии, в результате которого пуссивистки буквально возведены в ранг святых мучениц, – их номинация на премию Лютера вызвала порицание и даже протест. Особенно возмущены представители немецкой евангелистской церкви, требующие аннулировать номинацию. Другая часть населения, не страдающая нынче остромодной русофобией, просто качает головой от недоумения и признаёт, что «панки из России» до сих пор являются действенным трюком заполучить внимание местной прессы и тем самым удовлетворить личное тщеславие.
Чем ещё можно объяснить отсутствие в ракурсе премиального внимания таких тем, как забастовки шахтёров в ЮАР, экономический кризис в мире и проблемы с бюджетом в США, угроза войны на Ближнем Востоке с участием НАТО из-за конфликта между Турцией и Сирией?.. Вместо них – снова свобода попугаям…
Неожиданный поворот в настроении немецкого общества, конечно же, связан с недавними беспорядками и выступлениями вследствие антиисламской поделки «Невинность мусульман». Видимо, этот фильм стал своего рода прививкой от глумления над религиями.
В здоровом теле – здоровый дух. Может только радовать, что Германия живёт по демократическим принципам, которые допускают разные мнения, даже глупые и контрпродуктивные. А также то, что здравый смысл или нечто высшее иногда ненавязчиво исправляют изъяны человеческого общества, когда они грозят переступить черту разумного.