Открытия Международного фестиваля «БиблиОбраз 2007»
На три дня ЦВЗ «Манеж» стал местом встречи лучших школьных библиотекарей России, знакомства с авторами и героями книжных новинок, презентаций исследовательских книгоиздательских проектов, культурных дискуссий и круглых столов. Программа фестиваля была насыщена большим количеством разнообразных мероприятий. В читальных залах, студиях, творческих мастерских, медиатеке, на литературных площадках были проведены мастер-классы по российскому фольклору «Сказки нашего города», по фильму «Как рождается книга», по созданию книг «Делаем книжку-картинку» и «Чувствуй, что ты видишь», «Театр изнутри» итальянской академии театра, «Словесные игры», «Дорожная азбука», «Я – дизайнер».
Профессора из Великобритании, Венгрии, Японии, Италии, Швеции прочитали лекции по национальной поддержке программ чтения, книгоизданию, культуре молодёжного чтения, его продвижению в этих странах.
Кроме всевозможных презентаций, уроков-игр и спектаклей детских театров разных стран «БиблиОбраз» представил выставки фоторабот, книжных иллюстраций, экспозиции аудиокниг и электронных изданий. Также на фестивале прошли акции «Книге – новую жизнь!» и «Приглашение к чтению», можно было отправить письмо другу прямо с находящегося рядом стенда «Почта России».
В программе международного фестиваля большое внимание было уделено использованию Интернет-технологий в обучении чтению и стимулировании к нему. Это особенно важно в связи со сложившейся в России ситуацией вокруг детской и юношеской литературы. Несмотря на её внушительные объёмы и достойное качество, по данным статистики, за последнее двадцатилетие читателей стало на 18 % меньше. А в результате развития информационных технологий дети вообще забыли про книги. Появилась возможность чтения текстов по Интернету.
Шведские библиографы Малин Кольдениус и Евгения Гранат поделились своим опытом организации детской электронной библиотеки: «Иногда поиски книг по электронному каталогу, чтение с экрана требуют больше умений, чем обращение с традиционной книгой. Интернет не мешает чтению, наоборот, учит читать быстрее и внимательней». Созданный в Швеции сайт Детской библиотеки главной задачей ставит стимулирование чтения. Чтобы им пользоваться, необязательно уметь читать, поскольку присутствует голосовое оформление произведений, есть даже книги для глухонемых и детей с ослабленным зрением. Ребята вовлечены в деятельность: они участвуют в викторинах и конкурсах, собирают паззлы, посвящённые книгам и чтению.
Например, в «Мастерской алфавита» есть много развивающих игр по изучению букв. Для детей постарше существует возможность on-line общения с писателями, виртуальные встречи, раздел обмена мнениями по любимым прочитанным книгам. Здесь дети также могут найти подробную информацию о произведении и его авторе, написать свой отзыв о книге. В такой библиотеке существует голосование книжного жюри за лучшие книги истекшего года. К участию в нём привлекаются не только дети, но и библиотеки, школы, издательства.
Другим способом пробуждения интереса к чтению является шведский проект «Путешествующая книга» (аналог американского буккросса). Идея заключается в том, чтобы, прочитав книгу, передать её другому очень оригинальным методом – забыть в кафе, автобусе или на остановке. «Чтобы найти читателей, нужно выходить и на улицу, и в кибернетическое пространство», – утверждает Малин Кольдениус.
Вообще, по мнению шведских специалистов, работа библиотекаря начинается с будущих мам. В Швеции на специальных женских консультациях медсёстры рассказывают о необходимости читать ребёнку, когда он ещё находится в утробе. А до восьми лет каждый ребёнок получает в подарок детскую книжку от муниципального округа. Ведь одним из эффективных методов, благотворно влияющих на развитие воображения и эстетических задатков детей, является сказкотерапия.
«БиблиОбраз» представил не только яркую программу в Московском Манеже, но и «внеманежные» события фестиваля: вечер литературы для молодёжи с участием французских писателей и иллюстратора Оливье Таллека, «День открытых дверей» в литературных музеях Москвы на базе школьных библиотек, агитационный пробег классических автомобилей по улицам Москвы «Чтение – это движение!» и заключительный гала-концерт «Молодёжное движение «Россия Читающая!». Фестиваль открыл новые пути приобщения к чтению, нашёл новые перспективы международного сотрудничества в общем деле воспитания читающих наций.