Ещё совсем недавно высшее образование для большинства инвалидов было несбыточной мечтой. Ныне в государственных вузах на бюджетной основе обучаются свыше 20 тысяч людей с ограниченными возможностями. А есть ли у них шанс поступить в частный вуз, найти после окончания работу? На этот и другие вопросы отвечает Ирина МКРТУМОВА, профессор, проректор Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ), член Экспертного совета Минобразнауки РФ по информатизации и новым образовательным технологиям обучения инвалидов.
– Проблема высшего профессионального образования актуальна для полутора миллионов молодых россиян, имеющих ограниченные возможности здоровья. Первые проекты по обучению инвалидов стартовали ещё в 30-х годах прошлого века. Наиболее значимый и успешный, которому в этом году исполнилось 75 лет, – приём инвалидов по слуху в МВТУ имени Баумана. Активно же подобные проекты стали развиваться в 90-х годах. В 1996 году в 26 вузах страны обучались две с половиной тысячи инвалидов.
В начале XXI века Министерство образования приняло ряд системных мер, которые позволили создать целую сеть федеральных площадок по дистанционному обучению инвалидов и более чем втрое увеличить численность таких студентов. Уже в 2001 году в 262 вузах их было 7 тысяч, а в 2003 году – более 14 тысяч. Принимать инвалидов начали и негосударственные вузы. Так, ныне в Международном независимом эколого-политологическом университете, например, учатся 374 студента-инвалида, в Казани в Академии управления «ТИСБИ» – 100 человек.
Международный независимый эколого-политологический университет создан в 1992 году при поддержке правительства Российской Федерации. В нём на 7 факультетах и отделениях по 31 специальности обучаются свыше 4000 тысяч студентов и 70 аспирантов. Высшее профессиональное образование инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения в МНЭПУ осуществляет специально созданная структура – Институт открытого образования. Студенты бесплатно получают специальности юриста и менеджера.
В 2007 году начат совместный проект с Департаментом семейной и молодёжной политики правительства Москвы. Созданы Центр дистанционного высшего профессионального образования инвалидов, на базе которого получают знания 150 студентов-инвалидов, и отдел по их профессиональному трудоустройству. Совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, МНЭПУ обучает 20 студентов колледжа с нарушениями зрения.
Университет реализует также и социальные программы поддержки инвалидов, в том числе на международном уровне. Так, в июле 1993 года мы отправили на лечение и реабилитацию в Германию, в Ортенберг, группу из 30 детей из семей, пострадавших в Чернобыле, проходивших реабилитацию в Новозыбковском интернате.
– Ирина Владимировна, есть ли отличия в наших и зарубежных методиках по работе с инвалидами?
– Инвалиды на Западе – полноправные участники всех сторон жизни. Они более мобильны, так как отсутствуют барьеры при передвижении по улицам и доступен транспорт. Люди в инвалидных колясках в магазинах, метро, театре, на стадионе никого не удивляют – это обычная практика повседневной жизни.
А о нас хочется сказать следующее. Мы, к великому сожалению, неоправданно зачеркнули богатейший опыт и уникальные наработки советской системы школьного образования детей-инвалидов. А ведь тогда для работы с каждой группой детей была скрупулёзно проработана своя методология. Готовили высококлассных специалистов – педагогов, воспитателей, учителей-предметников, способных дать таким детям не только качественные школьные знания, но и социально реабилитировать их. Существовали коррекционные школы, специализированные образовательные учреждения различных видов, которые ставили своей задачей интеграцию и адаптацию детей-инвалидов. Были масштабные наработки по трудовой реабилитации – при школах успешно действовали различные УПК – учебно-профессиональные комплексы, дававшие широкий спектр трудовых навыков. Забывать о таком хорошем опыте недопустимо!
– Расскажите, пожалуйста, подробнее об обучении инвалидов в вашем университете – как они сдают вступительные экзамены, как организован процесс обучения и защиты дипломов?
– В настоящее время внедряются диаметрально противоположные технологии – инклюзивного (включённого) и дистанционного (удалённого) – обучения. Выбор технологии прежде всего обусловлен материально-техническими возможностями, безбарьерностью среды и транспортной доступностью. Также важны профессиональное мастерство и наличие специальной подготовки профессорско-преподавательского состава.
Для того чтобы стать студентом, абитуриент должен подать заявление, пройти профессионально-ориентационное собеседование и вступительные аттестационные испытания. Это всё можно сделать через Интернет. Молодые люди, преодолевшие входные барьеры контроля знаний, попадают в безбарьерную среду обучения.
Для инвалидов, увы, существуют объективные ограничения. По времени: далеко не все в состоянии долго сидеть за партой. В пространстве: для многих даже выйти из комнаты – подвиг. Поэтому обучение осуществляется по индивидуальной траектории усвоения знаний, в удобное время и в удобном месте. Это важно для наших студентов, которые не всегда достаточно хорошо себя чувствуют в режиме групповых занятий при жёстком расписании.
Студенты занимаются в интернет-классах, реабилитационных центрах или дома по различным методикам, в том числе по сетевой технологии. Для каждого создана своя страница в образовательном интернет-портале МНЭПУ, и студент имеет возможность доступа по паролю и логину с любого компьютера, подключённого к Мировой паутине, в том числе из дома или реабилитационного центра. Человек участвует в режиме реального времени в лекциях через Интернет, получает доступ к основному и дополнительному материалам по дисциплинам семестра, может проходить контрольные точки и, что очень важно, задавать вопросы преподавателям и общаться с другими студентами.
Многие обучаются на базе реабилитационных центров, где есть все условия для комфортного пребывания. В университете во время занятий обязательно дежурит врач. На крупные мероприятия – посвящение в студенты, праздники – всегда приглашаются врачи скорой медицинской помощи. При входе сооружён пандус, есть специальная парковка для автотранспорта, преодолеть пять ступенек помогает гусеничный лифт. Этажи, на которых проходят мероприятия для инвалидов, полностью приспособлены для их нужд: специальный лифт, специальный туалет, специальные расширенные двери в аудиториях, специальная разметка для слабовидящих. «Колясочники» могут спокойно перемещаться по зданию, в том числе проехать в кафе университета и полюбоваться периодически обновляющейся экспозицией картин и выставкой работ наших студентов.
Что касается защиты дипломных работ и сдачи государственных экзаменов, то их студенты всегда сдают очно.
– Ну хорошо. Диплом получен. А есть ли у ваших выпускников шанс найти работу?
– По статистике, более 65 процентов инвалидов-выпускников средних и высших учебных заведений трудоустроены по полученной специальности, в то время как среди всех инвалидов трудоспособного возраста постоянную работу имеют менее 20 процентов.
Большую роль в интеграции в социум для молодёжи с ограниченными возможностями столицы играют многочисленные программы правительства Москвы. Так, например, Департамент семейной и молодёжной политики нашего города осуществляет системное повышение качества жизни молодых москвичей с ограничениями здоровья через профессиональное образование и повышение профессиональных компетенций. Программами дополнительного образования охвачены свыше 400 молодых инвалидов и специалистов молодёжных инвалидных общественных организаций.
– Можете ли вы рассказать о ваших студентах?
– Они не любят, когда их называют «людьми с ограниченными возможностями», они считают, что их возможности безграничны. И у них есть свои веские резоны: Алексей Щербаков, Валерий Подгорнов и Татьяна Карбузова – призёры чемпионата мира по стрельбе из лука; Павел Лёликов, Игорь Бабакин и Виктор Абрамов – призёры соревнований по автоспорту; Алексей Кузнецов, Наталья Януто и Наталья Большакова – чемпионы мира по армрестлингу. Ирина Российская – чемпионка России по стрельбе из лука и призёр авторалли «Надежда». Общаясь с этими ребятами, действительно понимаешь: они могут всё.
Кстати сказать, очень важно то, что наши обычные, здоровые студенты, видя такие высокие жизненные примеры, начинают понимать, что нужно любить жизнь и ценить то, что у них есть.
Некоторые наши выпускники стали сотрудниками университета. Например, в отделе профессиональной реабилитации и содействия трудоустройству работают только инвалиды. Руководит отделом академик РАЕН Сергей Николаевич Кавокин.
Ещё очень хочется рассказать об Анастасии Виноградовой… Несмотря на ограничения – подвижность девочка потеряла в 9 лет (последствия неудачной прививки), – она успешно окончила университет. Настя поёт в хоре ЮНЕСКО и даёт сольные концерты, собирается освоить танцы на специальной инвалидной коляске, а до переезда в Москву из Читы в фонде «Мир искусства» проводила различные благотворительные акции, фестивали, концерты для интернатов, работала с глухими детьми. За подвижничество в 2002 году она была удостоена аудиенции у Папы Римского Иоанна Павла II. Как говорит сама Настя: «Моя жизнь замечательная и интересная. Как это ни покажется странным, но, может быть, даже замечательнее и интереснее, чем у какого-нибудь обычного здорового человека».
Или вот, к примеру, Алексей Любимов. У него три высших образования – реабилитолог, тифлопсихолог, тифлопедагог. А ещё он эксперт по доступности интернет-пространства, сопредседатель социальной секции «Интернет для людей с ограниченными возможностями». Алексей – инвалид детства 1-й группы по зрению. И именно ему принадлежит авторская разработка интернет-портала для лиц с нарушением зрения! До полной слепоты Алексей ходил на байдарке, на катамаране, штурмовал горные вершины. Может быть, именно в этих походах, где никто не застрахован от экстремальных ситуаций, и выработалось упорство в преодолении жизненных трудностей, которое очень помогает сейчас.
– Среди ваших студентов – только москвичи?
– Нет, Министерство социальной защиты населения Московской области и наш университет с 2005 года ведут совместный проект по расширению областной сети дистанционного обучения инвалидов на базе интернет-классов реабилитационных центров Московской области. Эта сеть охватывает север, юг, восток и запад Московской области и поистине является «золотым кольцом» надежды. В настоящий момент свыше 200 студентов-инвалидов из Московской области получают высшее и среднее профессиональное образование в университете. Знания и навыки позволят инвалидам реализовать концепцию независимой жизни, обеспечат им самостоятельный заработок и снимут с государства необходимость постоянных затрат по социальной помощи.
Вложения в профессиональное образование экономически эффективны. Так, расчёты, проведённые специалистами Московского технического университета им. Баумана, показали, что государственные инвестиции на обучение инвалидов в течение семи лет по очной форме полностью окупаются за счёт выплаты ими налогов после трудоустройства всего за четыре года (при уровне заработной платы около 15 000 руб. в месяц), а в течение последующих трёх-четырёх лет погашаются расходы на пенсию, полученную за период учёбы. Ещё более эффективны инвестиции в образование по заочной форме с использованием дистанционных технологий.
Кстати сказать, обучение для студентов-инвалидов в нашем университете бесплатное. И осуществляется оно в рамках совместных проектов с Департаментом семейной и молодёжной политики правительства Москвы, Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Министерством социальной защиты населения Московской области.
В рамках совместного проекта с Минздравсоцразвития Российской Федерации «Повы-шение квалификации специалистов по реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы» в 2006–2008 годах обучены 970 слушателей из Москвы, Московской области и из шести федеральных округов.
– Почему университет называется международным?
– Болонский процесс помимо многочисленных минусов имеет и несомненный плюс – возможность международных обменов и академической мобильности. У наших студентов появилась реальная возможность увидеть своих сверстников из других стран, узнать о жизни, культуре, программах высшего образования Европы. Стали реалиями гранты и стипендии различных фондов, которые позволяют талантливой молодёжи получать образование и стажироваться за рубежом.
14 лет существует совместный проект МНЭПУ, Бёрнского и Гарвардского университетов в области валеологии, экологии человека и охраны здоровья. Ежегодно проходят Летние школы. Уже много лет работает совместный с Лейкленд-колледжем (штат Висконсин) Американо-российский бизнес-институт. Получить качественное российское и зарубежное образование можно и в рамках российско-британского проекта «Экоглобал».
– С какими трудностями приходится сталкиваться университету?
– Мировой финансово-экономический кризис отразился на многих сферах нашей жизни и, к сожалению, затронул и некоторые из наших проектов. Тем не менее Департамент семейной и молодёжной политики правительства Москвы не только не сократил программы для инвалидов в нашем университете, но и в Год равных возможностей открыл новый проект по поддержке молодёжных инвалидных организаций. В рамках этого проекта созданы горячая телефонная линия и служба психологической поддержки для студентов с ограниченными возможностями, издано четыре справочно-информационных пособия, в том числе «Технологии и методики повседневной комплексной реабилитации молодых инвалидов».
Все наши проекты направлены на смену парадигмы. Клеить коробки, прибивать подмётки, собирать прищепки – это устаревший подход. Физические ограничения должны компенсироваться интеллектуальным ростом. Инвалид может зарабатывать не ремеслом, а мозгами. Профессионализм, интеллект и наукоёмкие специальности – ключ к повышению качества жизни. Именно образование открывает дороги и расширяет горизонты.
Беседу вела