
Из всех искусств для нас важнейшим является… ну, разумеется, –телевизионная реклама. Наверное, любой знает ходовые рекламные слоганы. Ведь они «всегда с тобой». Хочешь не хочешь, ТВ-реклама – наш почти что учитель и воспитатель.
Вам она ни к чему? Отворачиваетесь (затыкаете уши, бежите в другую комнату)? Но спрятаться трудно. Если человек что-то сознательно воспринял – он может отнестись к этому критически. А если слушал вполуха и глядел вполглаза (как обычно мы и поступаем) – он критически отнестись не сможет, т.к. не осознал, ЧТО ему сказали. И информация прямёхонько идёт в подсознание. А оно, как учил Фрейд, именно и управляет нашим поведением. Кстати, русский психиатр Бехтерев установил в 20–30 е годы ХХ века, что бормочущее вполголоса радио, которое человек как бы не слышит, обладает мощным потенциалом внушения.
Так чему же учит современная реклама? Перво-наперво она помещает человека в прекрасный сказочный мир, где красивые люди живут в красивых интерьерах: тут хочется поселиться! Давно открыт закон рекламы: обстановка и персонажи должны быть лучше тех, которые привычны адресатам товара. Положим, если рекламируется дешёвый автомобиль, он должен подъезжать к богатому особняку, реальные обитатели которого никогда на таких не ездят. Но это в жизни. А в сказке зритель надеется: вдруг въеду в такой терем? Или реклама мази от радикулита для старушек: показывают сексапильную грацию с идеальными зубами и свежей укладкой волос. Таков закон рекламы.
Сейчас больше всего рекламируются банковские услуги. И тут создаётся дивный новый мир. В нём не действуют нудные законы вроде закона сохранения материи и энергии, по которому нельзя получить что-то из ничего. И что прежде чем что-то приобрести, надо изрядно потрудиться. В дивном рекламном мире богатство – предмет современного культа – происходит НЕ от труда. Это унылые совки вслед за допотопным политэкономом Петти учили: труд – отец богатства. Те времена ушли. Сегодня, учит простого человека телевизор, всё не так. Трудятся разве что унылые лохи. А отец богатства – банк. Или даже просто – карта Халява, пардон – «Халва». Обратись в банк – и он всё, буквально всё разрулит, развеет все недоумения и решит проблемы личной и общественной жизни.
Банк не дарит деньги, а лишь даёт в кредит, который потом возвращать? На детали внимание не концентрируют, и обывателю начинает казаться, что возвращать ничего не надо (так Зеленскому кажется, что миллиарды на войну ему подарили). Ведь пока: «Платёж далёк, кэшбек огромен с кредитной картой ВТБ». А жить надо здесь и сейчас!..
Банк – счастье, учат нас. «Был бы тогда ВТБ банк» – все были бы счастливы: Онегин женился бы на Татьяне, Чацкий – на Софье, а Герасиму не было бы нужды топить несчастную собачку.
У тебя долги по кредитке? Ну и что? Переведи их на карту «Халва», как учит золотая рыбка, и всё будет тип-топ. Так понемногу обывателя приучают к мысли, что иметь долги – это норма жизни, раз даже такие красивые и успешные в долгах как в шелках. И человек поселяется в сказке, где всё возможно и нет никаких ограничений.
Мы надеемся провести индустриализацию? Увеличить общий объём народного труда? С воспитанниками телевизионной рекламы и прилежными учениками золотой рыбки – не получится. Придётся формировать трудовую этику и реалистическую картину мира. Без золотой рыбки.