Российско-финляндские отношения – одна из основных тем нового выпуска. Он открывается размышлениями главы редакционного совета «Русской мысли» Виктора Лупана о фильмах финского режиссёра Аки Каурисмяки. Также в номере – беседа с чрезвычайным и полномочным послом России в Финляндии Павлом Кузнецовым и статья «Как Финляндия стала независимой». Кроме того, на страницах журнала – ряд материалов, посвящённых Рождеству.
Два лица одной истории
Виктор Лупан поднимает тему трансформации восприятия Рождества как семейного праздника и констатирует замену истинных ценностей стремлением к обогащению и получению материальных выгод («Рождество и культ потребления»): «На примере того, во что превратился праздник Рождества Христова, можно заметить, как происходит подмена христианской религии любви на языческую религию потребления».
Размышляя об исконном значении праздника, Августин Соколовски отмечает: «У предрождественского периода два лица: скорбное и радостное». И продолжает: «Радостная сторона праздника – приближение Рождества». («Рождественское время».)
В статье «Святое ремесло Мариуса Петипа» Сергей Макин пишет о «Щелкунчике», который давно воспринимается как самая волшебная рождественская сказка: «Во всём мире балет стал ассоциироваться с Россией: в одной из американских постановок на зимней декорации был изображён православный храм».
Единственному мужскому монастырю на территории современной Финляндии – Новому Валааму посвящён материал Алёны Долгополовой. В нём, в частности, читаем: «Зима 1939 года стала страшным испытанием не только для финнов и русских, но и для святой Валаамской обители. Началась советско-финская, или, как её ещё называют, Зимняя война. 8 декабря советский самолёт сбросил бомбу на остров Валаам. Ближе к концу месяца было принято решение о немедленной эвакуации братии Валаамского монастыря внутрь Финляндии».
И далее: «Уходили с Валаама монахи со слезами на глазах и с верой в то, что очень скоро они смогут вернуться назад. Однако этому не суждено было случиться. В марте 1940 года Валаамский архипелаг был передан советским войскам, и монастырь оказался на территории Советского Союза.
Назад пути уже не было, и братия Валаамского монастыря принимает решение отыскать место для новой обители». Она создаётся впоследствии на территории имения в селении Папинниеми.
Отвечая на вопрос Карины Энфенджян о положении дел в сфере гуманитарного и культурного взаимодействия России с Финляндией в настоящее время, Павел Кузнецов подчеркнул, что связи между двумя странами очень прочные. По его словам, в Хельсинки «с большим успехом прошла выставка работ Ильи Репина из фондов российских музеев, состоялся также концерт звёзд романса и джаза». Он также рассказал о ближайших планах по проведению Дней Республики Карелия в Финляндии, VI Российско-Финляндского конгресса породнённых городов и других важных встреч, отложенных в связи с пандемией коронавируса.
Миротворцы вместо бомб
Традиционно на страницах «Русской мысли» публикуются материалы о политике, истории и культуре. Так, в статье «Климатические изменения как новое оружие» Зоран Метер обращает внимание на то, что «климат стал новым полем идеологического противостояния, что подтвердил недавний саммит «Большой двадцатки» в Риме». Автор пишет, что «глобальное потепление превращается в новое оружие». И продолжает: «Невозможно поднять проблему на уровень всего человечества, то есть преподнести её решение как прогресс, без сотрудничества всех со всеми. Вашингтон взял на себя роль лидера, а значит, и судьи, и поэтому ясно, что любую страну, которая попытается воспротивиться этому процессу по собственным причинам – из-за слабой экономики, нехватки финансов или просто ввиду своих национальных интересов, – США легко могут объявить вредной и опасной для всего мира. И тогда всему миру придётся такую страну наказать.
Это новое «оружие» можно обращать против слабых стран, богатых природными ресурсами, поскольку против других непослушных, но сильных игроков им можно пользоваться только в пропагандистских целях ради их большей международной изоляции».
Политолог Тео Гуриели делится с читателями своим мнением о ситуации на Ближнем Востоке. Отвечая на вопрос Вячеслава Катамидзе о магической формуле, «которая положит конец ключевой ближневосточной проблеме – палестинской», Гуриели подчёркивает: «Нужны не атомные бомбы, а миротворческие контингенты из разных стран».
Ещё один автор «Русской мысли» – политолог Леонард Горин пишет о судьбе Барклая де Толли («От корнета до генерал-фельдмаршала»). Тема статьи Екатерины Фёдоровой – личность князя Д.И. Лобанова-Ростовского. В этом году его портрет был принят в дар послом Российской Федерации во Франции А.Ю. Мешковым.
В рубрике «Нашим соотечественникам» – развёрнутая статья князя Максима Волконского «Судьбы эмигрантов на Лазурном Берегу».
Неонилла Пасичник размышляет о булгаковском образе Най-Турса и проводит параллели между этим персонажем и личностью реального человека – генерала от кавалерии Русской императорской армии графа Ф.А. Келлера.
О битве под Москвой и фигуре Маршала Жукова написал журналист, историк Олег Озеров.
Александр Белов размышляет о пересечении судеб советского хирурга Василия Успенского и супруги премьер-министра Великобритании Клементины Черчилль: «В октябре 1941 года, практически день в день, Василий и Клементина начали своё сражение с фашизмом. Как хорошо, что эти два энергичных человека на сей раз оказались на одной стороне фронта».
Опираясь на материалы книги «Дом Российского исторического общества на Воронцовом поле» под редакцией Сергея Нарышкина, Владимир Беклямишев рассуждает о вопросах исторического знания.
Статьи «К 100-летию со дня рождения Юрия Никулина» (Александр Балтин), «Загадки Льюиса Кэрролла» (Екатерина Григорьева), рецензия Андрея Маруденко на коллективную монографию «Герой французского освобождения, русский дворянин Николай Васильевич Вырубов» и другие материалы – в декабрьском номере «Русской мысли».