Вот и ещё одни каникулы позади. Магазины полны загорелых девчонок и мальчишек, выбирающих новые костюмы, портфели, ручки и карандаши. У полок с тетрадками то и дело разгораются горячие споры. Родители, выросшие в строгие времена лишь таблиц умножения на обложке, складывают в корзинки тетрадки с забавными котятами и весёлыми щенками, а их дети меняют «зоопарк» на Барби и Человека-паука.
В первом конфликте поколений юные, как правило, выигрывают. Бог с ним, с «пауком», думают родители, лишь бы учились. Школьной поры мамы и папы боятся гораздо больше своих чад. И длящаяся уже много лет реформа образования эти страхи только усиливает. В начале перестройки от советской системы обязательности полного среднего образования отказались, теперь вот вернулись к ней снова. Так сколько лет будут учиться сегодняшние первоклашки? Десять, одиннадцать, двенадцать? Смогут ли поступить в желанный вуз, если в школе будут натаскивать лишь на умение отвечать на вопросы ЕГЭ, а университет или институт предложит ещё и традиционный экзамен?
Все новшества вводятся из благих намерений – улучшить качество образования. Но преподаватели вузов всё чаще жалуются на падение уровня абитуриентов, а работодатели – на ухудшение подготовки молодых специалистов. Понятно, что быстрой отдачи в консервативной по самой своей сути системе образования ждать бессмысленно. Но будет ли прок от модернизации в будущем, если главное звено – учитель – так до сих пор и не удостоился внимания реформаторов? Платить зарплату, судя по отсутствию сообщений о забастовках, наконец стали вовремя, однако её размер позволяет о достойной жизни лишь мечтать. И большинство выпускников педагогических вузов идут куда угодно, но только не в школу. Кто будет учить наших детей через пять–десять лет, когда иссякнут силы у работающих пока пенсионеров?
В нужном ли направлении мы вообще движемся?
Об этом – в выпуске «Гуманитарий»