Организация сегодня вдвойне востребована, поскольку мы переживаем весьма сложные процессы в международных финансах и мировой экономике. И странам одного региона сам Бог велел использовать свои конкурентные преимущества и географического, и исторического характера. Именно этим мы занимаемся и работаем весьма успешно.
Премьер-министр Владимир Путин после заседания глав правительств стран ШОС в Астане
На днях в Астане состоялся Совет глав правительств стран – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Следующий саммит уже глав государств пройдёт в Екатеринбурге в середине июня будущего года. В этом цикле Россия будет председательствовать в ШОС.
ШОС – всё ещё малопонятная тема для граждан России. Хотя шуму и домыслов вокруг много. По человеческим меркам организация ещё пребывает в возрасте младшего школьника, но западная часть мирового политического сообщества откровенно воспринимает ШОС как нарастающую геополитическую угрозу. «Россия и Китай формируют антиНАТО» – стандартный заголовок в западной прессе после каждого саммита ШОС.
Запад можно понять. Всегда изолированно существующий Китай никогда не входил ни в какой коллективный блок. А в ШОС вошёл. И центральный офис ШОС – в Пекине. Наши политики убеждают: даже в зародыше ШОС не является военно-политическим блоком, сравнимым по амбициям с НАТО. Запад не верит. Уж очень своевременно ШОС занял серьёзную политическую нишу в Центральной Азии. В составе ШОС – Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан. Постоянные наблюдатели – Индия, Пакистан, Монголия, Иран.
Собеседник «Литературной газеты» – специальный представитель президента РФ по делам ШОС, чрезвычайный и полномочный посол Леонид МОИСЕЕВ.
– Леонид Петрович, так что же такое ШОС?
– Это – диалоговая площадка, механизм сопряжения общих интересов входящих в организацию стран. Это – безопасность, стабильность, предсказуемость. ШОС для России – сохранение и укрепление позиций в Центральной Азии, углубление взаимопонимания с Китаем. Можно сказать и так: ШОС – инструмент качественно новой политики России. Мы видим, какие настроения у лидеров Азии, где зарождаются очаги новой нестабильности, принимаем опережающие совместные меры. Сверхзадача для ШОС – стать осью стабильности на евразийском пространстве. Вспомним, какие события происходили в Центральной Азии в начале 90-х годов прошлого века…
– Я был в Душанбе в 92-м году. В городе тогда шла стрельба, люди боялись выходить на улицы…
– Сейчас внутренняя обстановка в центральноазиатских государствах-членах совсем иная. Быстрыми темпами растёт экономика, бурно развивается торговля. Но ведь совсем рядом – Афганистан, Пакистан. А там ситуация тревожная.
Ощущение опасной недоговорённости возникло в начале 90-х и на границах СНГ с Китаем. Её удалось снять, доведя до завершения два поистине исторических переговорных процесса, с которых, собственно, и началась история ШОС, – по укреплению военного доверия и сокращению вооружённых сил в приграничной полосе, а также по делимитации границ. Участниками переговоров были с одной стороны Россия и центральноазиатские члены СНГ (Казахстан, Киргизия, Таджикистан), с другой – Китай.
Прошло 12 лет. Сейчас в ШОС развитая, многоуровневая система управления интересами. Совет глав государств ежегодно определяет основные направления деятельности. Совет глав правительств принимает бюджет организации, решает вопросы экономического взаимодействия. Есть совет министров иностранных дел, региональная антитеррористическая структура со штабом в Ташкенте, деловой совет по бизнесу и межбанковское объединение, культурные и образовательные проекты. В дежурном режиме отрабатывается взаимодействие спецслужб по противодействию терроризму. ШОС готова к контактам и с другими «игроками» на центральноазиатском пространстве. Кстати, самый короткий и безопасный транзит для сил НАТО в Афганистан – именно здесь.
– Не идёт ли философия ШОС из 50-х годов прошлого века, движения неприсоединения?
– Движение неприсоединения на какое-то историческое время стало, как вы помните, третьим после СССР и США мировым полюсом. Но сейчас, спустя 20 лет после исчезновения СССР, в мире складывается качественно новая геополитическая ситуация. Однополярность оказалась нежизнеспособной. Активно идёт укрепление новых, помимо США, центров экономического роста и политического влияния. Нынешний глобальный финансовый кризис, судя по всему, ускорит этот процесс. Сейчас как никогда предметом конкуренции становятся ценности и модели развития.
В этой ситуации ШОС способна стать настоящим локомотивом роста мировой экономики. Ведь в её орбите такие динамичные экономики, как Россия, Китай, Индия. Именно им сегодня предрекают успешный выход из кризиса. Наиболее перспективные направления в деятельности ШОС – высокотехнологичные проекты, транспорт, создание сетевого университета, здравоохранение. Они уже привлекают внимание и других стран.
Безусловно, растёт и притягательность философии ШОС, о которой вы упомянули. Всё большему числу стран импонируют равноправие, взаимное уважение, признание цивилизационных особенностей друг друга, конфессиональная терпимость и многие другие составляющие «шосовского духа».
– Иран настойчиво стремится стать полноправным членом ШОС после двух лет пребывания в статусе наблюдателя. Как быстро это может произойти?
– В ШОС сейчас действует мораторий на приём новых членов. Но отталкивать кого-то мы не собираемся. Возможны самые различные формы кооперации и фрагментарной интеграции. Например, введение такого статуса, как «партнёр по диалогу». Им может стать практически любая страна или международная организация.
– Даже, скажем, США?
– Повторяю, мы готовы рассматривать любые предложения.
– Какой вам видится ситуация в мире через несколько лет? Не станет ли новый мир pax cinica – китайским миром, где Китай будет безраздельно господствовать? Ведь есть мнение, что восстановление былой мощи имперской Поднебесной является одной из центральных составляющих «китайского проекта» для мира?
– Китай уверенно превращается из региональной в глобальную сверхдержаву, но одновременно появляются и новые влиятельные игроки. Вместе с тем для XXI века характерен резкий рост взаимозависимости государств. Глобальные проблемы и глобальные вызовы требуют совместных решений. Никто не в состоянии справиться с ними в одиночку. Процветание, экономическое благополучие невозможны без обеспечения безопасности. Прошло время, когда решение глобальных проблем должно органичной составной частью входить в национальные стратегии развития. Потребуется и умение учитывать интересы других, интегрировать их в совместные действия и программы. Будущее – за демократичной международной системой, а не за единоличным господством кого-либо.