Номер «Русской мысли» за июль–август 2023 года посвящён 1035-летию Крещения Руси. Он открывается статьёй Кирилла Привалова «Вера как надежда». В этом выпуске также – материалы «Образы летней святости» (Августин Соколовски), «Троица» Андрея Рублёва вновь в церкви» (Екатерина Луговая), «Радость моя, Христос воскресе!» (Екатерина Григорьева) и другие.
Интересен очерк Алексея Шульгина «Благословение малой родины», в котором автор не только погружается в мысли о детстве, но и размышляет о безвозвратно уходящем наследии: «Я помню церковь в Головкове разорённой. Мальчишками приезжали мы на велосипедах к каменной громадине, с замиранием сердца пробирались внутрь, там всегда было сумрачно и прохладно. Под куполом ворковали голуби. На земле валялись брёвна, полов не было. Потрясли меня на всю жизнь чудом сохранившиеся росписи. Эти изображения древних святых тронули мальчишескую душу. Очень хотелось забраться на колокольню, но лестница сгнила и обвалилась. За окнами шелестели листьями липы. Часть лип порубили при реставрации церкви. Старые росписи закрасили и переписали. А мне они снятся».
Традиционно в «Русской мысли» – художественные произведения, статьи о произведениях искусства, культуры, литературы и их авторах. Также в номере – материалы на исторические и общественно-политические темы. В их числе: «Крымская война» (Тео Гуриели), «Перелом на Курской Дуге» (Вячеслав Катамидзе), «Эра «Красного маркиза» (Николай Кротов).
На страницах журнала – окончание главы из книги известной писательницы Алисы Даншох «Истории из пропавшего чемодана», продолжение материала Вячеслава Недошивина «Розы и… крест», фрагмент из новой книги Василия Зубакина «В тени трона» (продолжение), рассказ Владимира Малышева из сборника «Возвращение», вышедшего в «Вече», продолжение публикации повести Валерия Поволяева «Одинокий «Юнкерс».
Статья Александра Балтина «Великий командор поэзии» посвящена судьбе и творчеству Владимира Маяковского (в июле исполняется 130 лет со дня рождения поэта): «Он вершил труды сквозь бездны преград и препятствий, сквозь мещанскую косность мировосприятия; он шёл от бездны, ведомой только ему, и бездна эта дала блестящую метафизическую победу – несмотря ни на что… И на маяк Маяковского пошли корабли поэтов будущих поколений».
Арсений Замостьянов в материале к 280-летию со дня рождения Г. Державина отмечает, рассуждая о пути поэта: «И слава, и почести, и влияние пришли к нему по меркам того времени в весьма зрелом возрасте – на пороге сорокалетия. До этого он маялся, пытался вырваться из нужды и безвестности. Служил в Преображенском полку, потом был столоначальником средней руки в прокуратуре. Писал стихи к тому времени уже лучше всех в России, но об этом мало кто знал. Он выбивался из всех канонов, писал раскрепощённо до ошеломления – не по-ломоносовски и не по-сумароковски, а на свой салтык…» («И времени полёт его не сокрушит…»).
В разделе «Культура» – статья Евгения Эдельмана «На пути к художественным открытиям» – о поисках «Бюста мира» Антонио Кановы.
Материал Олега Озерова «Композитор волею Божьей» посвящён Араму Хачатуряну: «Одно из величайших музыкальных произведений Хачатуряна – вальс к драме Лермонтова «Маскарад», написанный для постановки в театре им. Вахтангова в Москве. Занявший должность главного режиссёра Рубен Симонов решил поменять музыкальный материал, ранее звучавший в спектакле, а поскольку он был хорошо знаком с творчеством Хачатуряна, которого называл композитором волею Божьей, то сочинение музыки поручил именно ему».
Сергей Макин в статье «Жизель»: балетная истина» размышляет о фильме «Танцующие призраки», снятом по повести Юрия Короткова «Виллисы».
Леонид Воронин пишет об Александре Вертинском. В частности, он приводит диалог Вертинского с Марьей Арцыбушевой, державшей Театр миниатюр:
«– Что вы шляетесь без дела, молодой человек? Шли бы лучше в актёры, ко мне в театр.
– Да, но я же не актёр, – ответил он. – Я ничего, собственно, не умею.
– Не умеете, так научитесь.
– А сколько я буду получать за это? – деловито спросил Александр и услышал неожиданный ответ:
– Ни о каком жалованье не может быть и речи, но… в три часа дня мы садимся обедать. Борщ и котлеты у нас всегда найдутся. Вы можете обедать с нами.
Борщ и котлеты и стали первым его жалованьем. Возвратившись после долгих лет эмиграции, он с улыбкой вспоминал о своём московском театральном дебюте» («Судьба артиста»).