Валерий Черкесов. Синее стёклышко: повесть о детстве. 2-е изд., доп. – Белгород: КОНСТАНТА, 2019. – 136 с.: ил.
Не нами сказано: детство – золотая пора. Неповторимая. Запоминающаяся. Но как рассказать о нём, о своём, так, чтобы получилась не автобиография, не мемуары, а художественное произведение, интересное читателям, и не только юным, но и взрослым?
Автор книги, поэт и прозаик Валерий Черкесов, уроженец Приамурья, который уже более тридцати лет живёт в Белгороде, применил свой творческий метод: «Самые светлые, самые яркие, самые тёплые картинки я вижу, заглядывая порою в синее стёклышко, которым владела когда-то Нинка Гутникова – смешливая девчонка с золотистыми волосами». Через этот магический кристалл автор видит не только что-то личное, но и события, которые относятся к послевоенному времени: «Корову Зорьку мы пасли на высоком берегу Амура вдоль столбов с натянутой колючей проволокой, а неподалёку от дома, нацеленный амбразурами на другой берег, стоял вросший в землю, заброшенный бетонный дот. И пальтишко моё было пошито из шинельного сукна, и рубашка перешита из гимнастёрки»; «Дед молча взял веник, вышел в сенцы, чтобы обмести снег с валенок, а когда вновь зашёл, то вымолвил всего два слова: «Умер Сталин». Бабушка охнула и, комкая подол фартука, опустилась на табуретку, потом сказала, словно у кого-то спрашивая: «Как же мы теперь жить будем?»; «Наводнение принесло Благовещенску много бед. Что ж говорить о китайском городе Хэйхэ. Он был полностью в воде, говорили, что соседи в буквальном смысле голодают. Но как только вода чуть спала, через Амур пошли пароходы, буксируя баржи с продовольствием и стройматериалами, хотя всего этого и нам не хватало. Но делились, выручали китайских друзей». Из таких вот осколочков памяти складывается зеркало далёких 50–60-х годов минувшего века.
Повесть густо населена персонажами – друзья и подруги, учителя и соседи. Главные же: дедушка, выходец из оренбургских казаков, путейский рабочий, бабушка, поволжская крестьянка, домохозяйка, пестующая детей и внуков (на Дальний Восток семью занесло военное лихолетье), мама, медицинская сестра, – их светлой памяти и посвящена книга. Но не менее важные «герои» – великая река Амур (автору кажется, что её название он произнёс вместе со словом «мама») и безотцовщина – следствие всё той же недалёкой войны. Валерий Черкесов признаётся, что и на литературное творчество его подвигло то, что он был «однокрылым», и ему хотелось рассказать кому-то об этой душевной боли. Вот он и поверял свои первые стихотворные строки Амуру.
Однако веру в то, что, несмотря ни на какие невзгоды и ненастья, «всё равно наступит весна», несут читателям страницы этой лирической повести.
Автор наполнен светлыми чувствами и верит в будущее, свидетельство тому – заключительные строки повести: «Впереди зима. Стёклышко покроется морозными белыми узорами, порой сквозь него ничего не будет видно. Но потом всё равно наступит весна! Стёклышко оттает, засветится, заискрится всеми цветами радуги, и я верю, верю, что ещё не раз посмотрю на мир сквозь него, удивляясь, восхищаясь, радуясь».