Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Сквозь минные поля…

01 января 2007

Вспоминая Александра Крона

ВЕК

Андрей ТУРКОВ

Есть в его биографии эпизод, ныне представляющийся прямо-таки символичным. Осаждённый Ленинград. Как редактор многотиражки соединения подводных лодок, Крон оказался свидетелем драмы боевых моряков, запертых в Финском заливе, который был почти наглухо перегорожен минными полями, томящихся и рвущихся на простор, как герой его будущей книги – Александр Маринеско.

И вот уже в мирной жизни иная, литературная «эскадра» и «личный корабль» известного, дебютировавшего ещё в тридцатые годы драматурга натолкнулся на минные поля всевозможных запретов и ограничений! «…3а последнее время, – напишет Крон, – развелось такое количество людей и организаций, претендующих на редакторские функции, их права и полномочия приобрели такой преувеличенный характер, что это уже стало бедствием. Теперь никого не удивляет, что в журнальных отзывах рядом с фамилией автора книги ставится фамилия редактора. Выглядит это так, как будто у книги есть командир и комиссар… Помимо театров, существует немалое количество инстанций, обладающих если не правом, то возможностью непосредственно или через театр диктовать свою волю автору. В результате пьесу редактируют все, кому не лень…»

Характерно, что, хотя Крон не мог прямо назвать те главные «инстанции», откуда исходила «политика кнута и пряника» по отношению к искусству (в перечне персонажей пьесы «Второе дыхание» фигурирует подобное «лицо действующее, но на сцене не появляющееся»), эта его статья послужила одной из причин прекращения издания сборника «Литературная Москва», где была напечатана. (Так гибли и подводники, пытавшиеся выйти в открытое море! Так безвременно умрут насильно «списанные» со своих «кораблей» душа «Литературной Москвы» Эммануил Казакевич и поэт Александр Твардовский, «близкий сердцу» Маринеско, по свидетельству Крона…)

«Ты чудна’я, нелепая зверюга!» – горестно и нежно говорят в пьесе «Глубокая разведка» о человеке, отстаивающем правду.

Это – не к толстовскому ли, денисовскому из «Войны и мира», сердитому, сквозь слёзы: «Экая дурацкая порода ваша ростовская!» – восходящая?! – характеристика едва ли не всех любимых кроновских героев, которые для многих, особливо – вышестоящих, впрямь «нелепы» и «так и просятся… в мишени», как было в романе «Дом и корабль» с командиром подлодки Горбуновым, а в действительности – с его «коллегой» Маринеско. Да и не самого ли писателя?

«Зверюга» из «Глубокой разведки» горой стоит за «право не лгать». Ему через десятилетия откликнется герой романа «Бессонница»: «Учёные должны говорить правду своим правительствам». Нелёгкое, как известно, дело. Впрочем, добавит сам Крон, для начала и самому-то непросто эту правду обрести: «Смелость мысли – качество более редкое, чем обыкновенная храбрость».
Зато измена этой смелости – губительна, что и случилось с талантливейшим учёным Успенским («Бессонница»), когда он отступил от принципов собственной школы, запрещавшей «группировать и окрашивать факты применительно к своей заданной версии», и по самоличному предсмертному признанию, «упустил тот момент, когда, нанося удары, перестал получать сдачи» в «дискуссиях», которые его старый друг саркастически уподобил «корриде, где у быков были заранее спилены рога». И что-то есть в Успенском от хорошо знакомого автору не менее блестящего, покорявшего размахом и широтой Фадеева, способного в пору печально известной корриды, то бишь борьбы с мифическими космополитами, уберечь Крона (да одного ли его?) от ареста (хитроумно разыграв «озабоченность»: «Ведь полетит вся афиша МХАТа, там «Глубокая разведка» и «Офицер флота», стоит ли?»), но вместе с тем послушно плывшего по течению, губя свой талант.

Крон и самых любимых своих героев не идеализировал и мог бы вслед за одним из персонажей повторить: «Всё про них знаю – и хорошее и худое. Ни на кого не поменяю».

Истинный герой – Александр Маринеско – воскрешён им во всей пестроте своего характера, со срывами и грехами, с дорого обошедшимся ему упрямством – и во всём обаянии, притягательности, даже недлинном величии, обнаруживаемом вроде в совершенно безнадёжных «позициях» – оклеветанным, безвинно осуждённым, словно бы навсегда вычеркнутым со своими подвигами из истории Великой Отечественной. Он организует отпор уголовной кодле, беззаветно трудится на самых разных скромнейших должностях, а о своём боевом прошлом помалкивает, отмахиваясь от вопросов об орденах: «Была война, тогда многие получали…»

«Капитан дальнего плавания» – книга-подвиг, потрясавшая страстным заступничеством за своего героя, великой болью за его драматическую судьбу.

...Прочитав эту повесть в только что полученной ноябрьской книжке «Нового мира» за 1983 год, я позвонил автору.

– Александр Александрович сегодня умер, – ответил незнакомый мужской голос (то был один из его ближайших друзей И. Меттер).

Успевший увидеть сигнальный экземпляр журнала, Крон ушёл победителем, прорвавшись сквозь тяжкую долгую болезнь и все минные поля замалчивания, утаек, предубеждений и напраслины, возводимой на истинного героя и подлинную гордость флота.

Обсудить в группе Telegram

Андрей Турков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS