«Человечество, смеясь, расстаётся со своим прошлым», – утверждал один авторитетный немец, чьим идеям суждено было овладеть весьма и весьма широкими массами.
Очевидно, вооружившись именно этим постулатом, швейцарский режиссёр Дани Леви решил снять комедию об одном из самых мучительных кошмаров в истории худо-бедно современного нам мира. Лента, вышедшая в германский кинопрокат в середине января (а у нас появившаяся только на пиратских DVD), получила предсказуемо широкий скандальный резонанс и отличные сборы.
Оставив в стороне сражения, режиссёр сосредотачивает своё внимание на следующей сложносочиненной коллизии. 1944-й, война практически проиграна, а Гитлер представляет собой физически и психически такую же руину, как и Берлин у него за окнами. По совету Геббельса он берёт себе в учителя актёра-еврея, чтобы подготовить и отрепетировать с ним свою речь, которая должна вдохновить немецкий народ на дальнейшую борьбу.
Главные фишки, естественно, припасены для исполнителя роли Гитлера – немецкого комика Хельге Шнайдера. Выясняется, что Великий диктатор играет в ванне в кораблики, писается в постель и что в детстве его не любил папа. Не знаю, как оно показалось немцам, а меня всё это как-то не развеселило… Чувства, которые вызывает созданный Шнайдером образ, – жалость и сострадание, а отсюда и до прощения остаётся ровно один шаг. Не думаю, что такую задачу сознательно поставил бы перед собой (и перед нами) режиссёр, скорее всего, с ним просто сыграла дурную шутку швейцарская привычка к нейтралитету. Или – к психоанализу.
Понятно, что после «Обыкновенного фашизма» тема диагностики – разоблачения и инвентаризации злодеяний нацистов – в определённом смысле художественно исчерпана. Чего не скажешь о совокупных попытках кинематографистов доискаться до причин происшедшего. Кто бы спорил, Германия была чудовищно тяжело больна и только чудом добилась стойкой ремиссии, при этом до сих пор никто не дал сколько-нибудь внятного ответа на вопрос: как случилось, что страна романтиков, поэтов и философов подхватила коричневую чуму на всю голову и практически в одночасье превратилась в страну рафинированных садистов? Как вышло, что маловразумительный Крошка Цахес с нелепым квадратиком над верхней губой зомбировал целый народ и подмял под себя полмира? В своё время Эрнест Теодор Амадей Гофман объяснял подобный феномен наличием волшебного волоса – подарка фей. Тоже был немцем...