Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Слабость смеха

01 января 2007

ИЗЖИВАЯ ФАШИЗМ

«Человечество, смеясь, расстаётся со своим прошлым», – утверждал один авторитетный немец, чьим идеям суждено было овладеть весьма и весьма широкими массами.
Очевидно, вооружившись именно этим постулатом, швейцарский режиссёр Дани Леви решил снять комедию об одном из самых мучительных кошмаров в истории худо-бедно современного нам мира. Лента, вышедшая в германский кинопрокат в середине января (а у нас появившаяся только на пиратских DVD), получила предсказуемо широкий скандальный резонанс и отличные сборы.

Оставив в стороне сражения, режиссёр сосредотачивает своё внимание на следующей сложносочиненной коллизии. 1944-й, война практически проиграна, а Гитлер представляет собой физически и психически такую же руину, как и Берлин у него за окнами. По совету Геббельса он берёт себе в учителя актёра-еврея, чтобы подготовить и отрепетировать с ним свою речь, которая должна вдохновить немецкий народ на дальнейшую борьбу.

Главные фишки, естественно, припасены для исполнителя роли Гитлера – немецкого комика Хельге Шнайдера. Выясняется, что Великий диктатор играет в ванне в кораблики, писается в постель и что в детстве его не любил папа. Не знаю, как оно показалось немцам, а меня всё это как-то не развеселило… Чувства, которые вызывает созданный Шнайдером образ, – жалость и сострадание, а отсюда и до прощения остаётся ровно один шаг. Не думаю, что такую задачу сознательно поставил бы перед собой (и перед нами) режиссёр, скорее всего, с ним просто сыграла дурную шутку швейцарская привычка к нейтралитету. Или – к психоанализу.

Понятно, что после «Обыкновенного фашизма» тема диагностики – разоблачения и инвентаризации злодеяний нацистов – в определённом смысле художественно исчерпана. Чего не скажешь о совокупных попытках кинематографистов доискаться до причин происшедшего. Кто бы спорил, Германия была чудовищно тяжело больна и только чудом добилась стойкой ремиссии, при этом до сих пор никто не дал сколько-нибудь внятного ответа на вопрос: как случилось, что страна романтиков, поэтов и философов подхватила коричневую чуму на всю голову и практически в одночасье превратилась в страну рафинированных садистов? Как вышло, что маловразумительный Крошка Цахес с нелепым квадратиком над верхней губой зомбировал целый народ и подмял под себя полмира? В своё время Эрнест Теодор Амадей Гофман объяснял подобный феномен наличием волшебного волоса – подарка фей. Тоже был немцем...

Обсудить в группе Telegram

Полина Харитонова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS