«С любимыми не расставайтесь» – так обозначил новую страницу в своей истории старейший театр
Я давно уже собирался написать об этом спектакле Ярославского театра драмы имени Фёдора Волкова, который стал в моём личном «послужном списке» одним из наиболее ярких сценических событий в текущем сезоне (в целом складывающемся пока далеко не блестящим образом, насколько могу судить, хотя, конечно, далеко не всё пока увидено, да и не все премьеры ещё увидели свет). Давно собирался, и рецензия эта, надо полагать, вышла бы уже некоторое время назад, если бы не одно «привходящее обстоятельство». А именно название спектакля.
В преддверии 80-летия газеты захотелось, чтобы эта ёмкая и ничуть не девальвирующаяся от многократного употребления поэтическая фраза, введённая Александром Володиным в заголовок одной из его лучших пьес, прозвучала именно в юбилейном номере.
«С любимыми не расставайтесь». Слова эти хочешь не хочешь обрели куда более широкое толкование по сравнению с тем, которое вкладывал в них автор «Баллады о прокуренном вагоне» Александр Кочетков. Не могли не обрести, поскольку простота и сила, в них заложенные, создают совершенно особый эффект. Заставляют человека, может быть подспудно, вспоминать о ценном, о главном, о своём предназначении, как бы громко это ни звучало.
Ну не захотел – вот вам первый пример – Борис Мездрич, известный в театральном мире в качестве одного из лучших в директорской профессии, навсегда расставаться именно с драматическим театром. Хотя после многих и славных лет, проведённых им у руля легендарной Омской драмы, у него был не менее (а с точки зрения общественного резонанса, возможно, и более) знаменательный этап руководства Новосибирским театром оперы и балета, выведенным на самую что ни на есть мировую орбиту. Но как только поступило предложение вернуться из музыкального коллектива в драматический, он решительно оставил своё успешное кресло в идеально функционирующем «зрелищном предприятии» ради того, чтобы отправиться «поднимать» ярославскую – нет, не целину, конечно же, но пашню, пришедшую в последние годы в состояние некоторого запустения.
Или Сергей Пускепалис – как выясняется, не захотел расставаться с режиссёрской профессией, которой некогда учился у Петра Фоменко. А ведь, кажется, не просто так уехал два года назад из Магнитогорска, где, опять-таки не без успеха, трудился в должности главного режиссёра драматического театра. Снялся в кино – в фильме «Простые вещи», где явился полноправным и достойнейшим партнёром самого Леонида Броневого и мог бы, наверное, после этого продолжать возделывать значительно менее хлопотную и более «выигрышную» экранную ниву. Ан нет – откликнулся на ярославское предложение и отправился осуществлять первую после смены руководства полноценную и серьёзную, по сути дела, постановку. Для тех, кто хоть немного представляет себе внутреннюю жизнь театрального организма – в особенности столь маститого и заслуженного, как Государственный академический театр им. Ф. Волкова, вероятно, нет нужды разъяснять, что такой поступок правильнее всего было бы уподобить даже не «езде в незнаемое» с непредсказуемыми последствиями, а прогулке по минному полю.
Но здесь надо отдать должное волковским актёрам. Труппа за эти непростые для неё сезоны не только «не рассталась» со своим профессионализмом, но продемонстрировала в спектакле завидную спаянность и явственно читающееся «между реплик» желание быть подвижной, современной, распахнутой навстречу новым, пускай даже несколько «радикальным» для неё театральным взглядам, по иному выражаясь, сценическим инновациям.
Впервые за долгую волковскую историю зрители здесь сидят не в зале, а прямо на сцене, в специально выстроенном по такому случаю высоком амфитеатре. Кто-то скажет: «Подумаешь, тоже мне новаторство! да сегодня в каждом третьем…» Но всё дело в том, что у Пускепалиса этот и впрямь довольно распространённый ныне постановочный приём обусловлен вовсе не желанием сократить число «посадочных мест» и, таким образом, облегчить себе достижение аншлага. И даже необъяснимым и извинительным режиссёрским стремлением приблизить исполнителей как можно ближе к публике. Здесь сам принцип организации пространства служит своего рода дополнительным ключом к раскрытию пьесы. Мы словно бы находимся в одном из главных «мест действия» сегодняшнего общего бытия, а именно… в телевизионной студии во время записи одного из бесконечных ток-шоу на семейно-бытовую и одновременно судебную тематику. А за счёт другого остроумного и тонкого решения художника спектакля Эдуарда Гизатулина – каждое из зрительских мест украшено чрезвычайно реалистически исполненным человеческим фотопортретом – метафора тотального телесоглядатайства и молчаливого его всеобщего одобрения вырастает до cтепени мощного художественного высказывания (я «считал» данный ход именно таким образом, хотя, думаю, эффектная и включающая работу мозга сценография предполагает множественность толкований).
Пьеса Володина перенесена в наши дни, но это осовременивание выполнено отнюдь не примитивно-вульгарным образом, но с точным пониманием как её внутренних законов, так и тех тонких общечеловеческих нитей, выносящих героев и ситуации за пределы времени написания – семидесятых годов прошлого столетия и выводящих зрителей к универсальному знаменателю смысла.
А проводниками в этом путешествии выступают чрезвычайно выразительные артисты – постановка при всей режиссёрской изобретательности является в первую очередь, смело можно сказать, коллективным актёрским бенефисом. Ярославская труппа, явившая перед нашими глазами колоритную галерею этих многочисленных «несчастных, каждая по своему семей», подтверждает свой высочайший исполнительский класс.
«С любимыми не расставайтесь» – по нынешним временам, ей-богу, лучше не скажешь. В выигрыше, скорее всего, останется тот, кто не – несмотря ни на что – расстанется. В том числе с мыслями, идеями, пьесами… На этой неделе в Ярославле проходит организованный совместными усилиями местного театрального института и Волковского театра фестиваль «Будущее театральной России», в котором принимают участие питомцы 23 «профильных» учебных заведений со всей страны – ведь с чем с чем, а с первостепенной задачей подготовки себе смены российским подмосткам точно ни при каких обстоятельствах расставаться нельзя – в особенности сегодня.
А ближайшей премьерой театра станет великое «Горе от ума». С которым мы уж точно никогда не расстанемся.