В городе на Неве его хорошо знают, в том числе и в литературном сообществе. Автор нескольких книг, старейший выпускник ЛЭТИ, известный на весь СССР метролог, рационализатор и изобретатель. Ветеран Великой Отечественной. Когда-то майор в отставке Забежинский подсчитал: из 1418 дней, что длилась война, он только 44 дня не был на фронте. А так – всё время в родном полку.
Уроженец Великих Лук, он в шестилетнем возрасте вместе с родителями переехал в Ленинград – и навсегда полюбил этот прекрасный город. Разносторонне одарённый подросток успешно осваивал не только предметы школьной программы, но и занимался музыкой, изучал немецкий язык. В 1939-м юноша поступил в Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ). Спустя год студента Забежинского призвали на службу в Красную армию. О своей воинской службе и участии в боях Аркадий Давидович впоследствии подробно рассказывал не только своим друзьям и знакомым, но и нам – прозаикам Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, всякий раз откликаясь на приглашения руководителя секции прозы Александра Скокова посетить Дом писателя на Звенигородской.
Залп батареи «катюш»
…В августе 1941 года красноармейца Забежинского направили во вторую отдельную батарею «катюш» на Западный фронт (это было не случайное назначение: в ЛЭТИ студент обучался по специальности «электрооборудование артиллерийских установок»). Батарея участвовала в контрударе под Ельней, во взятии города, который стал первым отбитым у фашистов.
– Первый залп моя батарея дала под Рославлем. Прекрасно помню, как не ожидавшие этого немцы в ужасе драпанули с занимаемых позиций. Потом были долгие месяцы отступления. Хотя наши «катюши» периодически давали врагу прикурить. Впрочем, сначала их так не называли. В армейских разговорах вообще старались не упоминать – соблюдали секретность, – как-то уточнил, отвечая на мой вопрос, Аркадий Давидович. – А между собой говорили кто «Раиса Сергеевна», кто «Раиса Семёновна» – так шутливо расшифровывали «РС» – «реактивные снаряды». Уж только потом «Раису Семёновну» на фронтах переименовали в «катюшу».
Потом была оборона Москвы, Сталинградская битва. Да к чему пересказывать, когда можно дословно вспомнить выступление ветерана перед петербургскими прозаиками, например в феврале 2013-го, когда мы собрались отметить юбилей Сталинградской битвы! Благо запись его выступления храню в архиве!
Из воспоминаний Аркадия Забежинского:
«Наш полк, в состав которого входили знаменитые «катюши», уже имел боевой опыт. Одна батарея участвовала в контрударе под Ельней, а первый отдельный гвардейский дивизион участвовал в битве под Москвой. И вот теперь, в сентябре 1942-го, находясь в подчинении Донского фронта, мы оказались на северо-западе Сталинграда, в его пригороде, на станции Клецкая… Первое, что сразу же неприятно поразило нас, – местность была абсолютно плоская, а «катюша», как вы знаете, имела в высоту несколько метров – негде спрятаться-укрыться! Мы несли большие потери. Погиб недавно назначенный командир полка Крипак. В ноябре, когда я уже командовал батареей, мы дали залпы для прорыва фронта и окружения фашистов.
Но добить немцев в Сталинграде нашим «катюшам» не довелось – нас перебросили на Запад, против рвавшегося на помощь Паулюсу Манштейна со своей армией. Это был безжалостный встречный бой, длившийся несколько суток без перерыва, на морозе, без укреплённых позиций. Мы остановили Манштейна, а потом, когда пошли вперёд, нам открылось невиданное зрелище: многокилометровое кладбище немецкой военной техники, какого я больше никогда не видел, да и никто из моих однополчан. А к концу войны наш полк назывался: 23-й гвардейский Краснознамённый Севастопольский, орденов Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого и Александра Невского полк! Ни один полк в Красной армии не имел столько наград!»
Медаль «За оборону Сталинграда»
– Как видите, – поведал нам Аркадий Давидович, – много мы повидали, много подвигов совершили, но ничего равного Сталинградской битве за оставшиеся два с лишним года войны не было, да, наверное, и быть уже не могло!..
Ветеран говорил о Сталинградской битве как переломной в Великой Отечественной. По его словам, сами немецкие генералы считали её катастрофой и началом конца нацистского режима. Ветеран призвал хранить память о Сталинградской битве и передать её последующим поколениям. При этом Аркадий Давидович со свойственной ему скромностью умолчал, что за храбрость и мужество, проявленные в дни тяжелейших испытаний, он был награждён не только медалью «За оборону Сталинграда», но и другими наградами Родины – медалью «За отвагу», орденом Красной Звезды.
Судьба оказалась к нему благосклонна: начав войну в августе 1941-го красноармейцем под Рославлем, Аркадий Давидович завершил её командиром батареи «катюш» за два дня до Победы на территории Германии.
– Просто окружённые нами немцы сдались на два дня раньше подписания акта о безоговорочной капитуляции, – уточнил он.
Действительно, реактивные миномёты перебрасывали на самые сложные участки. Поэтому молодому бойцу, а вскоре и офицеру, командиру орудия, взвода, батареи, довелось повоевать на Северо-Западном фронте, у Ленинграда, под Москвой, под Сталинградом, на Украине.
Артиллерист Аркадий Забежинский
Ни разу не был ранен
– Мне просто повезло – ни разу не был ранен. Только один раз шинель прострелило пулей, – улыбнулся ветеран. – Дело было так. Нас перебросили ночью на новую позицию, а там – ровное поле. «Катюши» же – метра три в высоту каждая. Рассветёт – сразу заметят немцы, огнём смешают с землёй. Что делать? Я приказал своим рыть наклонные углубления, чтобы загнать машины, а когда потребуется – выехать и дать залп, объяснил бойцам: «Надо вырыть до рассвета».
Но работа ещё была не закончена, когда стало светать. Немцы открыли огонь. Чтобы подбодрить бойцов, я встал между двумя недорытыми аппарелями и стоял, пока они не завершили свой труд. Все остались живы, только у меня – шинель прострелена.
В подарок писателям Аркадий Давидович передал и свою книгу воспоминаний.
– Это мои личные впечатления. Записал по памяти. Возможно, вам они пригодятся для работы, для понимания военной эпохи…
Прекрасно помню, как в конце одного из творческих писательских вечеров, посвящённых Дню Победы, Аркадий Давидович Забежинский занял место у фортепиано – и в зале зазвучали знакомые всем мелодии. Писатели с удовольствием пели с детства известные военные песни под аккомпанемент фронтовика.
Родной ЛЭТИ
После долгой войны офицер Забежинский вернулся в родной ЛЭТИ, успешно окончил вуз. Защитил диплом – и на всю жизнь связал свою судьбу с Ленинградским оптико-механическим объединением (ЛОМО), на котором прошёл путь от инженера до помощника генерального директора. Аркадий Давидович – автор многих изобретений, действительный член Академии проблем качества.
В апреле 2022-го он принимает многочисленные поздравления. В одном из них наш коллега и давний товарищ юбиляра, известный библиофил Станислав Ларьков отметил:
«Дорогой Аркадий! 16 лет 4 месяца 20 дней ты прожил в мире без меня... Когда наступили грозные сороковые годы XX столетия, жизнь круто изменилась: ты возмужал и отбросил немцев вместе с хвалёным Манштейном от Москвы; досталось от тебя фашистам вместе с Паулюсом и под Сталинградом. Закончил войну в Австрии, где оставил о себе очень хорошее впечатление в глазах местных дам. С Победой ты возвратился в Ленинград, где сотворил себе памятник в виде ЗАУ «ШИЛКА», которая демонстрируется в Музее артиллерии и войск связи. Написал книгу «Уроки жизни»…»