Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Славянская альтернатива

01 января 2007

МЕСТО

Изобретение мифологии как «западный фронтир» Большого стиля современного искусства

Роман СУСЛЕНКОРусское движение на Запад есть нечто большее, чем мода. Это – умирание, наша тяга к смерти, путешествие в конечные приделы нашей жизни. На её ночные окраины. Движение не только естественное, но и необходимое.

Большой стиль не всегда связан с грандиозными постройками. Они могут быть, но определяются масштабы эстетики её тотальностью. В этом смысле наша эпоха последовательно для России тоталитарна. Наш сегодняшний путь пролегает на Запад не столько в географическом смысле, сколько в мистическом. Запад – сторона заходящего, ночного солнца, неба мёртвых.

Стремление на «край ночи» обнаруживает нашу тягу к хаосу. И в этом нет ничего нездорового. Ибо новый порядок, согласно Илье Пригожину, возникает именно там, в области, где и каждое событие потенциально, и равновозможно абсолютно всё.

Искусство нынешней России празднично, но эта праздничность зловещих свойств. На поверхности contemporary art’a мы видим пересмешников. Эти клоуны – «Синие носы». Они – передовая агитбригада настоящих разрушителей, поскольку карнавал – не только смех, но больше – уничтожение сущего. За ними, «Носами», движутся Кулик и Осмоловский, их поддерживает «артиллерия» Екатерины Дёготь, Марата Гельмана и Андрея Ерофеева. Вот эти уже страшны.

Эти убили бы и Аполлона, когда бы не бессмертие бога.

Но и они невольны в выборе жизни. Деструкция – веление Большого стиля времени. Мы, русские, сегодня умираем, чтобы возродиться вновь. Кто-то идёт к пределам ночи по глупости. И он не возродится. А кто-то дотрагивается до чёрного солнца и, сгорая, не исчезает, но переходит в иное агрегатное состояние.

На самом донышке ночи – созидание.

Художники, чьи работы можно увидеть в Томском музее славянской мифологии, первом и, не исключено, пока единственном в России, парадоксальным образом современны. Они прошли на мистический Запад дальше всех, погрузились в ночь глубже всех и черпают из неё животворящие силы.

Разница между нынешними художниками заключается в том, что одни знают о возможности обновления, а другие – нет. Последние не могут выбрать даже свою смерть. В них нет энергии строительства. Новый русский эон обойдётся без них.

А вот без тех, кто составил коллекцию первого Музея мифологии славян, будущее помыслить невозможно. Они уже сегодня – альтернатива разлагающемуся телу московского арт-бомонда, они – творцы новой реальности, вечной в своей повторяемости.

Русь не оставила потомкам разработанной мифологии, нет у нас кодифицированной иерархии богов. Есть ряд на акварелях Виктора Королькова, но нет вертикали. Однако миф – совсем не то, что рассказывают. Миф есть то, что переживают. Миф создаётся в сновидениях, ибо ночь – мать всему.

Войдя в единственный выставочный зал музея, невольно цепенеешь. Со стен на тебя глядят герои-русичи, ты под грозной защитой русских богов. Эстетические концепции отступают куда-то далеко, вдруг начинаешь понимать, что смысл искусства вовсе не в том, чтобы развлечь. Чтобы увлечь! Погрузить в атмосферу нуминозного, дать почувствовать непосредственно Историю, которая творится богами.

Вся мифология славян вымышлена! Этот приговор будет преследовать Геннадия Павлова, основавшего музей, всегда. Нет, скажу я на это, не может быть вымышленным то, что является видимо протекающим процессом.

Не стоит путать литературные памятники с живым мифом. Но этому нужно учить. Опытным сновидцам требуется подготовка. Будущее строится сознательно. В согласии с волей надчеловеческих сил.

Павлов – строитель. Даже в профанном смысле: ветеран капиталистического труда, как он сам себя рекомендует. За деньги, вырученные на возведении городских объектов, он приобретает камни. Из них складывает русское завтра.

Геннадий Михайлович, взявший себе в помощь языческое имя Ведослав, не только покупает полотна авторов, чьё мастерство столь же несомненно, сколь несомненна их коммерческая непривлекательность для галерей «совриска», но он выступает куратором собственного проекта. И навязывает нам его в качестве альтернативного будущего.

Да, кого-то такое будущее страшит, но этот «кто-то» не заметил, что уже живёт в мифологизированном настоящем.

Новый мир, выступая из сновидений о Гиперборее Всеволода Иванова, прописывается в плодоносящем эросе Николая Фомина, в его мире обнажённых женских тел и лесных ягод, в мире неукротимого и хаотического буйства веселящегося Пана. Его девушки современны, их сексуальность обусловлена не вожделениями старческой немощи, но видениями здоровых снов юношеской свежести.

Вот она – ночь! И вот она – черпающая в смерти силы молодость!

Чтобы так чувствовать, нужно учиться.

В музее нередки экскурсии. Туда приводят школьников целыми классами. Музей – не один Геннадий Павлов. Вокруг него – художники, искусствоведы, историки. Именно они проводят занятия мастерства, приобщают детей к творчеству. Нет, не в виде «народных промыслов», пустых, лишённых опоры в памяти расы. В музее Павлова каждое движение созидательного труда наполняется священным смыслом, рождающимся «здесь и сейчас».

Это искусство современно. Оно своевременно. За него будут биться витязи с картин Бориса Ольшанского. Его превращают в молитву волхвы с полотен Андрея Клименко.

В этом «мире вымышленных славян» всё гармонично. Воины суровы. Жрецы – и того пуще, с такими не забалуешь. Кшатрий подчиняется брахману и, когда умирает, устремляется к дневному солнцу, сияющему над дивным городом.

Герой нового славянского мифа врывается в современность, чтобы разрушить старый технократический миф. Он, новый Прометей графических листов Александра Тимофеева, истинно союзник Кулика и Осмоловского, Ерофеева и Дёготь.

Но эти последние верно боятся предельного нонконформизма воинственной Руси. «Путешествие на край ночи» наш герой завершит ритуальным костром. В разрушении он будет последовательнее всех: он уничтожит актуальных разрушителей и запретит до времени саму идею разрушения.

И мы вместе встретим славянское лучезарное утро.

Евгений МАЛИКОВ, ТОМСК–МОСКВА

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS