Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

След «Русского фантома«в Минске

01 января 2007

ПОДМОСТКИ

Гарин – А. Исаев, Зоя – М. Александрович, Роллинг – А. ЗаянчковскийОчередной белорусско-российский проект получил своё воплощение на сцене Белорусского музыкального театра. Это мюзикл «Русский фантом», созданный авторами из Ростова – композитором Игорем Левиным и драматургом Василием Пучеглазовым по роману Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».

Ценность постановки прежде всего в её оригинальности – это современное произведение, созданное на тему советской классики, а не западный нашумевший мюзикл, механически перенесённый на нашу сцену. К тому же это первый опыт воплощения данного произведения именно в музыкальном жанре (в отличие от драматических постановок и экранизаций). Впервые оно поставлено на минской сцене. 

Научно-фантастический роман А. Толстого, написанный в 20-х годах XX века, был близок не только всем поколениям советских людей, его с упоением читают и сегодня. Невзирая на то, что в школьную программу он не входит, знают его практически все. 

Гарин – А. Исаев;  фото:   Николай ПЕТРОВНо либретто мюзикла «Русский фантом» не копирует сюжет знаменитого романа – оно создано лишь по его мотивам. Здесь отсутствует тема политического противостояния двух систем, практически нет и социального конфликта. На первое место выходит лирическая, любовная линия, острота взаимоотношений неординарных личностей, развивающаяся на фоне авантюрно-фантастических приключений. По определению композитора и либреттиста, это мюзикл-фантасмагория, где изображается глобальный духовный конфликт. Действие двигает мощная музыкальная драматургия, а не разговорные сцены, поэтому и образы резко очерченные, яркие и символические. 

Главным действующим лицом является, конечно, Гарин – гений и непревзойдённый авантюрист, хотя у Толстого он вовсе всего лишь «пожиратель чужих идей» (ведь все научные гипотезы и разработки принадлежат не ему, а истинному учёному Манцеву, которого он доводит до гибели). Неуёмная авантюристка, циничная хищница Зоя Монроз предстаёт в спектакле не изощрённой соблазнительницей и расточительницей чужих капиталов, а только страстной возлюбленной Гарина. Экономическую и финансовую мощь капиталистического мира в одном лице представляет американский химический король и миллиардер Роллинг, а западную преступность и мафию олицетворяет король парижского дна Гастон – Утиный Нос. В свою очередь, представителем спецслужб молодой Страны Советов является благородный и отважный Шельга, у которого в спектакле вдруг появляется напарница по розыску – не менее отважная и очень обаятельная Маша. Так авторы разрабатывают в своём произведении тему любви, где наряду с болезненно-страстными, ирреальными Гариным и Зоей предстают земные образы молодых людей, влюблённость которых способствует созиданию, а не разрушению. 

Постановку спектакля осуществил заслуженный артист Республики Беларусь Алексей Исаев – директор и художественный руководитель театра. Он разработал совершенно новую форму подачи спектакля, применив так называемую динамическую проекцию, когда изображения на огромных экранах заменяют привычную театральную сценографию. В результате этого исчезает портал сцены, пространство которой расширяется за счёт зала, и зритель оказывается в центре происходящих событий. Несомненно, этот постановочный приём можно назвать своеобразным прорывом. 

Как отмечают авторы «Русского фантома», новая форма спектакля, придающая ему особую масштабность, адекватна характеру музыки произведения, тяготеющего к рок-опере. Здесь широко представлены развёрнутые хоровые партии. В связи с этим выделяется работа хормейстера-постановщика Светланы Петровой, сумевшей творчески интерпретировать в спектакле авторский замысел. Разумеется, рассказывать о музыке – всё равно что пытаться передать словами вкус изысканного блюда. И то, и другое нужно непременно «дегустировать» самому. 

Особый вес спектаклю придаёт работа балетмейстера из Санкт-Петербурга Гали Абайдулова, который уже не первый раз сотрудничает с белорусским театром. В его изысканных и стильных балетных номерах, в танцах солистов-вокалистов, так же как и во всём пластическом рисунке спектакля, сразу угадывается почерк большого мастера. 

Разумеется, и актёрский состав спектакля незаурядный. Роль Гарина исполняет Алексей Исаев, который всегда силён в амплуа героя. В его интерпретации Гарин не столько злой гений, проводник стальной преступной воли, сколько стремящийся к счастью бесстрашный накопитель запретных знаний. В роли Зои Монроз выступила молодая актриса, но уже ведущая солистка театра Маргарита Александрович, обладающая потрясающим голосом; в роли Роллинга – ведущий солист Антон Заянчковский. В образе советского сыщика Шельги предстал талантливый молодой артист Виктор Циркунович, очень органичный, обладающий широким творческим диапазоном и притягивающий зрителя непосредственностью и обаянием. Эффектная, очень техничная Наталья Зубарева, исполняющая роль Маши, легко убеждает в большом потенциале своих актёрских возможностей. Острохарактерную роль мафиози Гастона искусно исполнил Игорь Бычков, не преступая грань, за которой острота образа превращается в фарс и фиглярство. 

Зоя ЛЫСЕНКО

Обсудить в группе Telegram

Зоя Лысенко

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS