Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Следователи и исследователи

01 января 2007

А ВЫ СМОТРЕЛИ?

На канале «Культура» прошёл цикл художественно-документальных фильмов «Рукописи не горят...», посвящённый жизни и судьбе замечательных советских писателей Осипа Мандельштама, Андрея Платонова, Василия Гроссмана, Даниила Хармса и Александра Введенского. Название каждого фильма «Дело такого-то», несколько суконно-уголовное, определило странный жанр передачи-допроса. Происходит всё, судя по интерьеру, в застенках ЧК–НКВД. Допрашивает литературовед в форме, он строг, но справедлив, из породы добрых следователей, потому что допрашиваемых не бьёт, курит папиросы и много думает. За попавших под каток репрессий писателей «отвечают» их родственники и литературоведы, они одеты обыкновенно, в штатском. Сейчас уже ничего не боятся, так что правила намеченной игры не соблюдаются. Они легко «раскалываются» и честно выкладывают всё, что знают. И слушать их очень интересно, и факты об архивах и рукописях героев передачи открываются интереснейшие. Но мешает фальшивая театральность ситуации. К тому же ни Гроссман, ни Платонов, хоть и много пострадали от тоталитаризма, но «врагами народа», слава богу, так и не стали. А у Гроссмана неприятности с романом начались и вовсе в эпоху позднего «реабилитанса», и беседовал он не с палачами типа Шварцмана, Родоса и Хвата, а с тишайшим догматиком Михаилом Андреевичем Сусловым. Да, пересказывались хорошо известные, интересные обстоятельства предполагаемого в ближайшие 200–300 лет неопубликования романа, но в данном случае сбивало то, что Суслов был одним из тех, кто боролся (вольно или невольно) с культом личности и с подвалами Лубянки монтировался плохо. 

Лагерно-уголовный уклон цикла мешал ещё и тем, что создатели как будто настаивали на краеугольном значении в творчестве писателей пресловутых органов. Как будто главное в том, что они в разной степени, но были жертвами ежовщины, бериевщины и т.д. Как будто чем больше от них пострадал человек, тем талантливее и интереснее его творчество для потомства. А, например, Пришвин, Тынянов, Тарковский, Леонов, Каверин, Шварц, Маршак, Ильф, Петров и многие другие, не сидевшие замечательные и вполне советские писатели, следуя логике создателей фильма, получаются какими-то «поражёнными в правах». Но, видимо, авторам передачи важно ещё и ещё раз настоятельно указать зрителям, что весь советский период – сплошной, беспросветный, беспрерывный ГУЛАГ. Однако это не совсем так или во многих случаях совсем не так. 

Леонид СОКОЛОВ

Обсудить в группе Telegram

Леонид Соколов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS