Власти Москвы намерены резко увеличить объёмы строительства столичного метрополитена. Повышенное внимание к подземке объясняется необходимостью обеспечения надёжной транспортной инфраструктурой недавно построенных и строящихся жилых районов. В условиях столичного мегаполиса транспортная доступность, выражающаяся прежде всего в близости станций метрополитена от мест массового проживания горожан, является сегодня едва ли не главным фактором, определяющим качество жизни в том или ином московском районе.
Планы по строительству и развитию метро стали одной из основных тем последней встречи между председателем правительства РФ Владимиром Путиным и мэром Москвы Сергеем Собяниным.
По словам столичного градоначальника, с 2010 года объёмы финансирования строительства метро постоянно удваиваются: «В 2010 году мы направили 25 млрд. рублей, в 2011 году – 50 млрд. рублей, а в этом году – более 100 млрд. рублей».
Результаты этого уже сейчас москвичи могут оценить на практике. Так, 19 июня 2010 года в Москве были открыты сразу две новые станции центрального участка Люблинско-Дмитровской линии – «Достоевская» и «Марьина Роща». 31 мая 2011 года открылся вестибюль станции «Сретенский бульвар». 2 декабря 2011 года были сданы в эксплуатацию три новые станции южного участка Люблинско-Дмитровской линии – «Борисово», «Шипиловская» и «Зябликово». Таких темпов ввода новых станций метрополитена столица не знала с советских времён.
Долгие годы из-за отсутствия финансирования и по ряду других причин развитие столичной подземки оставалось фактически замороженным. Это привело к тому, что активно возводимые на поверхности новые районы зачастую оказывались в транспортной изоляции. Единственным способом сообщения с ними оставался наземный автомобильный транспорт, что к сегодняшнему дню привело к закупорке основных магистралей города.
Наметившийся прорыв в строительстве метро призван переломить эту негативную тенденцию. Несмотря на имеющиеся сложности технического и градостроительного характера, первый шаг в этом направлении уже сделан. «Нет ни проектов, ни изыскательских работ, – говорит столичный градоначальник. – Тем не менее мы вместе с Минрегионом, с соответствующими службами, которые занимаются экспертизой проектов, плотно этим занимаемся. Что позволило нам уже в этом году войти в основные проекты по строительству метрополитена».
В рамках программы по развитию метрополитена Москве сегодня необходимо провести метро не только в уже построенные существующие новые районы, но и «привязать» к нему те, которые только предстоит построить. Для этого город вынужден пойти на полную мобилизацию всех возможных сил и средств. «Мы, по сути дела, собрали всех строителей не только из Москвы, но и с территории России в целом и стран СНГ, – говорит мэр Москвы Сергей Собянин. – Мы привлекли белорусов, сейчас ведём переговоры с киевлянами, для того чтобы сконцентрировать все ресурсы и в ближайшие пять лет сделать прорыв в этом направлении – построить 75 км. Тогда у нас где-то ещё на 15% территории Москвы, куда метро сегодня ещё не пришло, оно появится. И это позволит более смело развивать жилищное строительство, в том числе и в промышленных зонах, которые мы реструктурируем».
Планы по введению новых станций и объектов метрополитена, предусмотренные государственной программой города Москвы «Развитие транспортной системы» на 2012–2016 гг., действительно поражают воображение. Так, в текущем году на Калининской линии будет открыта станция «Новокосино», Замоскворецкая и Арбатско-Покровская пополнятся станциями «Алма-Атинская» и «Пятницкое шоссе». На Люблинско-Дмитровской линии появится второй выход со станции «Марьина Роща».
В следующем году москвичей ждёт появление станций «Битцевский парк» и «Лесопарковая» на Бутовской линии, а также «Лермонтовский проспект», «Жулебино», «Котельники» и «Спартак» (или «Спартаковская») – на Таганско-Краснопресненской.
Глубокой модернизации требует и весь подвижной состав Московского метрополитена. По словам мэра Москвы, в 2012–2016 гг. планируется закупить более 12 тысяч новых вагонов метро. Составы будут оснащены двигателями, которые позволяют плавно разгонять и замедлять ход, экономя электроэнергию. Существенно возрастёт и уровень комфорта для пассажиров. Этому будут способствовать улучшенная шумоизоляция и использование систем кондиционирования. Кроме этого, в поездах предусмотрены места для пассажиров с ограниченными возможностями.
До конца года подземка получит свыше 300 таких вагонов.
В 2011 году метрополитен получил 223 новых вагона серии «Русич», 80 из которых были направлены на новый участок Люблинско-Дмитровской линии. Полностью обновлён подвижной состав Кольцевой линии, а весь он будет обновлён к 2020 году.
В обозримом будущем столичная подземка имеет все шансы стать самой современной и перспективной транспортной системой. Уже сейчас она успешно исправляет ошибки, допущенные при развитии города в прежние годы. По мере же своего развития эта система будет в состоянии без сбоев и перегрузок решать транспортные задачи растущего мегаполиса.