Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 февраля 2016 г.
  4. № 7 (6542) (18.02.2016)
Библиосфера

Слишком много страсти

18 февраля 2016

Андреа Питцер. Тайная история Владимира Набокова. – М.: Синдбад, 2016. – 528 с. – 3000 экз.

Нельзя сказать, что перед нами биография Владимира Набокова. В полной мере нельзя также и сказать, что перед нами научное исследование. Это и не художественное произведение. В начале книги Андреа Питцер обращается к несостоявшейся встрече Набокова и Солженицына, создавая диалогическое пересечение жизни и творчества двух авторов. В сущности, жанр «Тайной истории Владимира Набокова» можно определить так же, как сам Солженицын некогда определил жанр «Архипелага ГУЛАГа»: художественное исследование.

Здесь коренится главная трудность в прочтении книги Андреа Питцер. Сразу возникает вопрос о читательской аудитории: для кого предназначена эта книга? Если обратиться к опыту чтения в ХХ веке, мы так или иначе сталкиваемся с необходимостью осо­знанного подхода к тексту, что не исключает, само собой, чтения для удовольствия без какой-либо конкретной цели. Можно также заметить, что именно таких «неосознанных» читателей очень много, поскольку любая книга предоставляет возможность выхода из пространства реальности, чтение превращается в своеобразную форму эскапизма. По стилистике и способу повествования в определённой мере развлекательного характера «Тайная история» предназначена и для таких неискушённых читателей, однако их скорее заинтересует сам Набоков, например «Лолита», чем столь подробная биография её автора. Чтение с неким экзистенциальным запросом подобной литературы тоже практически исключается, слишком уж Набоков эксцентричная фигура. Критику или эксперту такое страстное, не подкреплённое научными фактами, несколько инфантильное повествование также будет не слишком интересно. Иными словами, текст балансирует между различными категориями читателей, не внушая ни одной из них особого доверия.

Здесь хотелось бы остановиться на форме исследования подробнее. Несомненно, биографический метод в литературоведении занял весьма крепкую позицию, однако в ХХI веке кажется уже несколько наивным использование сугубо биографического метода: такому исследованию необходима качественно иная философская база, как бы к ней ни отнёсся сам Набоков. В сущности, Питцер явно не хватает иронии в своём подростковом диалоге с Набоковым, начавшимся, когда Питцер, будучи студенткой колледжа, впервые прочитала книги этого автора. Испытанное потрясение от ненависти к персонажу и попытка доказать обратное. Однако какой в этом смысл? Следует помнить, что литература имеет острую необходимость изображать ужасное, особенно в реальном соприкосновении с ужасным. Действительно, именно из-за соприкосновения автора с мрачной реальностью его тексты являются хранилищами насилия и жестокости, только так автор может исцелить себя и своего читателя от травматического опыта. Здесь правильно схвачен основополагающий фактор взаимодействия биографического элемента с вопросами искусства, но тут же уведён в иное русло, в поиски прямых соответствий, что ведёт к потере основополагающего разделения Набокова как личности и Набокова как писателя. Слишком прямолинейная сцепка этих двух разных Набоковых не может полностью ответствовать исследовательским интересам. Возникает ощущение, будто Питцер хочет доказать, что Набокова можно и нужно любить и одновременно Набокова не нужно и вряд ли возможно любить, поскольку ужасное не предполагает любви, но в произведениях Набокова можно искать избавления от собственных неврозов.

Текст вызывает некоторое разочарование: исследовательская значимость «Тайной истории» осталась в зародыше, окружённом скорлупой легковесного детектива, что было бы великолепным жестом, не будь он начисто лишён иронии.

Мария ФОКЕЕВА

Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Издатели России к юбилею

    07.05.2025
  • Под мраморным одеялом

    01.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS