Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

Словесность в Интернете: тупик или прорыв?

01 января 2007

СЕТЕРАТУРА

Владимир ТИТОВ

Компьютерные технологии несказанно упростили труд писателя. Сочинители прошлых времён о таких условиях работы могли только грезить. Не нужно писать от руки, править и перепечатывать: Word позволяет молниеносно фиксировать мысли и вносить изменения. При этом «из-под пера» выходит материал, уже готовый для представления в редакцию. Если надо уточнить, растёт ли в Бразилии топинамбур или сколько детей было у Ода Нобунага, незачем рыться в пыльных энциклопедиях: есть «Яндекс», «Гугл», «Википедия» и другие поисковые и справочные ресурсы. Нет нужды обивать редакционные пороги и слать рукописи бандеролью – большинство издателей, кроме отъявленных консерваторов, принимают их по e-mail…

Да и функция редактора-издателя, как непременного посредника между автором и читателем, уходит в прошлое.

Не секрет, что издатели неохотно берут произведения нераскрученных авторов: книгоиздание – не благотворительность, а бизнес, и принесёт ли прибыль публикация чьего-то литературного дебюта – неизвестно… С другой стороны, для автора-дебютанта приоритетная задача – заявить о себе. В доинтернетную эру для писателя, не нашедшего взаимопонимания с редакторами, единственной возможностью пробиться к читателю было издание книги за свой счёт (что сопряжено с расходами и хлопотами, но не гарантирует успеха и признания!). В наши дни можно с минимальными затратами обнародовать своё творение в Интернете: в блогах, на форумах или на сайтах со свободной публикацией. И если бумажный самиздат считается уделом бездарей и неудачников, то самиздат сетевой воспринимается более лояльно.

От развития сетевого сегмента литературы выигрывают не только сочинители и критики, но и читатели. Ведь кроме интернет-самиздата, где резвятся «подающие надежды» авторы, существует множество виртуальных библиотек, откуда можно скачать и классическое произведение, и модную новинку. Лет десять назад продвинутых библиоманов ограничивала неподвижность стационарных компьютеров. Теперь же ноутбуки, планшеты, iPhone’ы позволяют погрузиться в чтение хоть в метро, хоть в лесу.

Антон МЕНЬШОВСетература развивается пропорционально развитию индустрии гаджетов и теснит «бумажный» сектор литературы. Многие писатели становятся знаменитыми, не издав, в прежнем понимании этого слова, ни единой книжки – зато их сайты и блоги ежедневно посещаются тысячами пользователей. Плюсы развития интернет-литературы очевидны. Но у всякого положительного явления есть и отрицательные стороны.

В нашем случае это вырождение художественного слова в Сети.

Возьмём двадцать «непризнанных гениев» с какого-нибудь ресурса свободной публикации. Из них один – яркий талант, не понятый издательским миром (бывает). Двое-трое – способные лентяи: от профессионального литератора требуются самодисциплина и предприимчивость, умение выполнить определённую работу к определённому сроку, а этим свободным художникам проще писать в день по полстрочки и выкладывать тексты на свою страничку, ни на кого не оглядываясь. Некоторое количество поклонников у них будет – а большего и не надо… Но основная масса сетевых писарчуков – графоманы. Увы, бездарность не препятствует им регистрировать аккаунты и размещать свои творения. А если у графомана водятся деньги, он не пожалеет их на продвижение своих опусов, регулярно проплачивая анонсы.

Поэтому качество непосредственно сетературных текстов в основном оставляет желать лучшего.

Другая опасность, подстерегающая сетевого литератора, – уход в богемно-маргинальные тусовки.

В Интернете кружки по интересам складываются быстрее, чем в реальной жизни. Общению в Сети не мешает ни расстояние, ни часовые пояса, ни интеллигентская социофобия. И литературные интернет-сообщества подчиняются тем же законам социальной психологии, что и прочие самоорганизующиеся группы. В них есть гуру и избранные ученики, элита и контрэлита, счастливые неофиты и демонизируемые «предатели». Беспристрастности в оценках нет и в помине: кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. Критерием успешности становится признание в тусовке, для чего не столь важны талант и трудолюбие, сколь умение заводить и поддерживать правильные связи.

И зачастую лидеры рейтингов литературных сайтов, законодатели мод ЖЖ-коммьюнити за пределами своих виртуальных феодов – никто и звать их никак.

Существуют и более серьёзные проблемы сетевой литературы: проблема защиты авторских прав и вознаграждения авторов.

Допустим, некий писатель, получив от издателей определённое количество ответов «рассматриваем, перезвоните ещё через полгода», решает идти к читателю напрямую. Размещая свои сочинения в Интернете, он, возможно, со временем добьётся признания – да только славу на хлеб не намажешь. А на большее ему рассчитывать не приходится! Доход (например, от коммерческой рекламы на литературном сайте) получат держатели ресурса. А тот, благодаря кому формируется привлекающий посетителей и рекламодателей контент сайта, вынужден довольствоваться сознанием собственной популярности.

Однако есть альтернатива как традиционному книгоизданию, так и свободной выкладке текстов в Интернете. Это интернет-издательства. Они переводят текст в формат «электронной книги» (файла, который удобно читать с экрана, но практически невозможно нелегально скопировать) и предлагают скачивать её за умеренную плату (при помощи тех же эсэмэсок).

Преимущество e-books – их дешевизна: нет затрат на типографию, на складирование и перевозку, а для реализации «тиража» не требуются торговые площади. Сие в равной степени приятно как читателям (которые платят за электронную книгу на порядок меньше, чем за её бумажный аналог), так и авторам: плата за преобразования рукописи в e-books несопоставима с изданием бумажной книги за свой счёт. При этом владелец текста получает протекцию авторских прав и возможность заработать – с каждой покупки e-book ему отчисляется процент.

Недостаток таких книг в том, что, приобретая их, читатель покупает кота в мешке. Обычную книгу можно снять с полки в магазине и пролистать, а здесь приходится довольствоваться презентационным фрагментом. Мешает популяризации e-books в России недоверие наших сограждан к Интернету («Ведь там одно враньё, мошенничество, порнуха и экстремизм!»), бедность и техническая безграмотность большой части населения, неразвитость инфраструктуры. Поэтому e-books остаются маргиналами книжного рынка. Доход от реализации электронной книги невелик – знающий себе цену писатель предпочтёт издание на бумаге. Литература non-fiction и средненькие художественные творения не способствуют росту популярности e-books. Круг замкнулся?

Однако неверно представлять существующее положение дел вечным. Со временем появятся ещё более доступные и совершенные гаджеты; соответственно доля выпускаемых интернет-издательствами e-books будет возрастать, тогда как свободная выкладка (точнее – выбрасывание) текстов сократится. Потому что мало кто, имея возможность издать полноценную книгу, станет швырять свой труд на потребу халявщикам. Разве что редкий альтруист либо конченый графоман, осознающий, что его поделка и даром никому не нужна. Бумажные книги, конечно, не исчезнут и не станут раритетом вроде конной повозки в современном городе, но уже в ближайшие десять–пятнадцать лет отойдут на второй план.


Код для вставки в блог или livejournal.com:

Словесность в Интернете: тупик или прорыв?

Компьютерные технологии несказанно упростили труд писателя.

2010-04-28 / Владимир ТИТОВ
открыть
КОД ССЫЛКИ:

Обсудить в группе Telegram

Владимир Титов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS