Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 22 января 2020 г.
Литература Мнение

Слово надо любить

Писатель не зря зовётся художником слова

22 января 2020

Тем же, чем цвет (краска) для живописца, звук для композитора, тем же, чем объём и пространство являются для скульптора и архитектора, – тем же самым является для писателя слово.

Но слово богаче.

Слово содержит в себе не только элементы цвета, ритма, звука, пространства и времени, слово не только является образом (ибо бывает слово – образ), но слово прежде всего есть мысль. И это – главное.

Вот почему любовь к слову – необходимое качество, без которого писатель становится ремесленником. Вот почему писатель должен любить слово. В особенности же это относится к нам, писателям советским, современникам и участникам истории, величайшей в истории человечества…

Слово стоит в своём смысловом ряду. Вынутое из этого смыслового ряда и механически пересаженное в другой смысловой ряд, оно тускнеет. Бриллиант превращается в булыжник. Зелёный росток засыхает. Слово засыхает, превращается в мёртвый штамп, в равнодушную отписку.

Например, для того чтобы изобразить широту, простор и могущество нашей родины, Пушкин писал:

 

Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,

От финских хладных скал до пламенной Колхиды,

От потрясённого Кремля

До стен недвижного Китая,

Стальной щетиною сверкая,

Не встанет русская земля?

 

Это было прекрасно, ново и точно. Здесь каждое слово, каждый эпитет несли громадную смысловую нагрузку. Здесь противопоставление хладных финских скал и пламенной Колхиды и потрясённого Кремля и стен недвижного Китая вызывало не только восхищение стихотворной формой, было не только игрой гениального пера, но ставило также наглядную географическую перспективу, вызывало исторические, политические ассоциации, будило мысль.

К этому же приёму географического противопоставления часто прибегают современные поэты, желающие наглядно показать широту нашей родины. Любят писать: «…от полюса до тропиков, от Ленинграда до Владивостока, от Белого моря до Чёрного» и т.д. Получается сухо, формально, неинтересно, а главное пусто. Система образов, пересаженных механически на другую почву, становится отпиской, ремесленной копией. Это происходит потому, что литературная форма заимствована. Литературную форму нельзя заимствовать. Её надо рождать.

Много ремесленного, штампованного проникает в нашу литературу, потому что не всегда писатель любит слово, работает над формой.

Каждое слово у писателя несёт громадную смысловую нагрузку. Слово не может быть поставлено так себе, для заполнения ритмической пустоты, для «количества». Слово не может вколачиваться в художественную ткань «на затычку». Как будто бы это общеизвестно и не требует обсуждения. Однако на днях я прочёл высказывание Г. Шенгели в «послесловии переводчика» к первому тому поэм Байрона (Государственное издательство «Художественная литература», Москва, 1940 год).

«…Как поэт, я хорошо знаю, что в любом отрывке есть иерархия (курсив мой. – Г.Ш.) образов, что одни – абсолютно необходимы, другие – существенны, третьи – довольно случайны, четвёртые – поставлены «на затычку»...»

Оказывается, среди наших писателей ещё широко распространено пренебрежительное отношение к вопросам стиля, оказывается, пропагандируются всяческие смехотворные «теории затычки». И это нетерпимо. Нельзя нищей, анемичной, эпигонской кистью изображать людей и характеры нашей эпохи.

Получается конфуз.

Слово надо любить. Над стилем надо работать.

Валентин Катаев

1940, № 48

 

Тэги: Валентин Катаев Лингвистика
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Этюд о лингвосекции

    01.05.2025
  • Горячие дни АСПИ

    01.02.2022
  • Влюблённый в жизнь

    26.01.2022
  • Перелистывая страницы словаря и жизни Владимира Даля

    22.11.2021
  • Так «на Украине» или «в Украине»?

    10.08.2021
  • Интенсивом по апгрейду

    55 голосов
  • Приключение красок

    39 голосов
  • Мовизм – это свобода!

    29 голосов
  • Яркий и яростный

    28 голосов
  • Обогнавший своё время

    21 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS