Творцы Священной истории. – М.: Вече, 2010. – 464 с. – (Сакральная история). – 3000 экз.
Вот все говорят: «В начале было Слово». А спроси, какое, так вряд ли кто бойко ответит. Между тем ведь вопрос вопросов! Растолкуй его, всё станет по местам.
Или так: осознай каждый его принципиальную неразрешимость, склонись в смирении перед величием Замысла, учти свою ограниченность, уже будет легче. Но нет, не смиряется гордый человек, дерзает. И творит попутно Историю. Как Священную, так и обычную, суетную.
Можно допустить, что Слово всё ещё произносится. Нужно предполагать, что вселенная существует, пока волнуется то, что превышает наш мир, что есть океан для Божественных звуков. Которые суть колебания. Воздуха ли, отвергнутого эфира или той неизвестной субстанции, которая окружает физическое пространство. Кто мы? Топология, форма волны Безначального Слова. Рябь на поверхности Неизвестного. Звучит глагол – галактики рождаются и умирают. Затихнет для нас – всё, готовь новое небо и новую землю.
Раньше Адама в Слове возник мотив математики. Вместе со всеми своими дисциплинами. Вероятностью и статистическими методами, геометрией на поверхности сферы радиуса мнимой единицы. Среди этого великолепия – человечество и прочая дрянь. Как помехи на несущей волне полезного сигнала. Шумы, возникающие в электрических цепях, хакеры, проникающие во Всемирную паутину, – вот что такое вид homo sapiens в целом со всей своей культурой-и-цивилизацией. Так и живём, предусмотренные Божественной Математикой, подчиняемся, хотим того или нет, Её законам.
Олам Адам Кадмон – вот, видимо, жилище алгебры и её подруг.
Юдоль печали – наш скромный удел.
Мы стремимся скромными силами избавить Историю от помех. Напильником или молитвами, крестом и/или мечом. Не каждый, но избранный.
О них, собственно, и написана книга Романа Багдасарова. Известных почти всем, но почти всеми не понятых. Нельзя сказать, что автор «Творцов Священной истории» вводит в научный оборот какие-то новые факты, нет, но он делает нечто большее: предлагает посмотреть на святых начиная с Прародителей из пропасти нынешнего когнитивизма. И вот уже История, Слово и вся людская накипь в котле Божественного Разума приобретают вкупе вид Глобальной сети.
Происходит следующее: Роман Багдасаров, пользуясь терминологией IT, даёт нам понять, что есть нечто общее между нашими измышлениями, придумавшими Интернет, и Божьим Словом, в Котором сам наш рассудок со всеми его вывертами – не больше суммы помех и сигналов.
Да, Бог не играет в кости, но правила для этой игры всё равно придумал Он! Как случайность и математическое ожидание.
Кто носитель полезной информации, как она возникает? В чьей голове формулируются вопросы, да и в голове ли вообще? Ответы на эти вопросы не будут даны никогда, и автор рассматриваемого труда не силится сделать это. Он замахивается на иное: на новую картину мироздания не в его физических константах, но на его актуализацию в интеллектуальных основах. Может ли мысль рождаться в Сети без нашего участия? А может ли тростник мыслить?
Паскаль сказал о тростнике: «Да».
Современный когнитивизм склонен к положительному утверждению по поводу первого вопроса.
Мы изготовляем куклы, и они для нас – то же, что мы для Бога. Мы изобретаем Интернет, и он для нас – то же, что мир для Абсолюта. А ещё мы помним, что Сеть – всегда сеть и в неё улавливаются рыбы и души. Рыбаками были некоторые из апостолов, Рыбой был Сам Христос. Если поймаем в компьютерную сеть Сына Божия, то создана она не зря. Роман Багдасаров делает такую попытку. И именно она – важнейшее в рассматриваемом труде.
Она – усилие приблизиться к Священному. Остальное – история.
Необычная, небесспорная, местами неровная книга, но крайне необходимая для «мыслящего тростника»!