О литературно-художественной периодике, о современной белорусской литературе с издателем, журналистом и писателем Алесем КАРЛЮКЕВИЧЕМ беседует Алесь Бадак.
– Алесь Николаевич, вы – директор – главный редактор крупного редакционно-издательского учреждения «Издательский дом «Звязда», в которое входят старейшая в Беларуси общественно-политическая газета «Звязда» и хорошо известные литературные периодические издания: журналы «Полымя», «Нёман», «Маладосць», «Вожык», еженедельник «Літаратура і мастацтва». Мне кажется, это пока первый пример на всём постсоветском пространстве, когда литературная периодика объединена в так называемый холдинг. Что это дало в первую очередь самим литературным изданиям?
– Литературно-художественная периодика переживает не самые лучшие времена повсюду. И то, что в нашей стране объединены литературно-художественные издания в одно медийное предприятие, очень значимо. Не только оказана материальная, организационная поддержка журналам, но и меняется сам формат работы литературной периодики. Повышается её статус. Важно не упустить эти возможности, способствовать более динамичному развитию и самих журналов, и соответственно литературному процессу в целом. А это уже задача и нашего издательского дома, и, пожалуй, всего писательского сообщества страны.
– «Издательский дом «Звязда» – это ещё и книжная продукция. Сегодня много говорят и пишут о том, что книга всё меньше востребована, особенно в молодёжной среде. Насколько вы, с одной стороны, как директор, с другой, как читатель, разделяете подобный пессимизм?
– Пессимизм в отношении бумажной книги, конечно же, присутствует. Проблемы очевидны. Но мы работаем, насколько можем, насколько хватает сил, для сохранения пространства книги. Развитие современных технологий в большей степени связано с лаконичным изложением той или иной информации. Книжная продукция – для чтения, восприятия более углублённого, осмысливаемого… Да и сигналы нам книга подаёт другие – художественные, не всегда лежащие на поверхности.
Не соглашусь с тем, что бумажную книгу не читает молодёжь. Проблема, вероятно, в другом: читают мало. Больше разговаривают в сетях. Там, в сетях, в интернет-пространстве, жизнь проживают, время транжирят, от действительности отвлекаются. Но так не может быть всегда… Если дружно развивать «прожигание жизни», то работать когда, созидать когда, жизнью и природой когда любоваться? А вот всё это как раз и требует «художественного сопровождения» – и через слово, и через живопись, и через театр…
Сегодня, к примеру, в Минске – настоящий театральный бум. Билеты раскупаются заранее. На гастроли кто только не едет!.. Неужели те зрители, которые повалили в театр, не являются читателями? Или завтра у них не возникнет желания прочитать ещё одну пьесу знакомого им по спектаклю драматурга?
– Тем не менее сегодняшние тиражи книг, в том числе и белорусских, не сравнить с теми, что были, скажем, в XX веке. А это, да и не только это, сказывается и на престиже писательской профессии. Вы председатель Минской областной организации Союза писателей Беларуси, член президиума СПБ… Вы видите эту проблему изнутри. Чем можно сегодня если не поднять писательский авторитет в обществе, то хотя бы сохранить его на теперешнем уровне?
– Только самими произведениями можно и авторитет писателя сохранить, и удержать интерес к художественной литературе. Другого ничего не придумаешь. Да, писательская работа, точнее, её эффективность, напрямую связана с целым рядом объективных и субъективных условий: возможности издавать книги, получать достойный гонорар за работу и так далее. Но всё это следует уже потом – после создания текста, после открытия образов и мыслей…
И ещё один момент. Если у писателя есть интерес к действительности, то не важно, пишет он о Великой Отечественной или о дне сегодняшнем. На мой субъективный взгляд, излишне часто муссируется тема «писатель и современность». Разговоры о ней, как правило, носят искусственный характер, лишены прямоты и искренности. В честном, талантливом, бескомпромиссном повествовании всегда будет присутствовать главное – взгляд на мир глазами нас, сегодняшних.
– Когда-то произведения наиболее читаемых белорусских авторов выходили не только в России, но и во всех республиках бывшего СССР. Точно так же, как произведения известных писателей из других республик печатались в Беларуси. После развала Союза наступило затишье, словно везде одновременно перестали появляться новые романы, повести, стихи, достойные того, чтобы их перевели. Но так ведь в литературе не бывает…
– В Беларуси и сегодня работает огромный отряд переводчиков. Причём многие работают не с подстрочниками, а с оригинальными текстами. Да, не выходят сегодня альманахи «Братство», «Парус», «Далягляды», да, нет постоянных книжных серий «Поэзия народов СССР» и «Проза народов СССР». Но в 2013 году в «Издательском доме «Звязда» вышло 11 книг серии «Созвучие сердец», где представлены литературы народов СНГ. Выходит серия «Библиотека всемирной литературы». Каждый год Министерство информации нашей страны и Союз писателей Беларуси проводят международный круглый стол «Художественная литература как путь друг к другу». Чтобы читатель знал прозу и поэзию других народов, нужны контакты между коллегами-писателями. На развитие таких связей надеемся и мы.
– Вы признанный специалист в белорусском краеведении. Признаться, когда читаю вашу книгу или статью о каком-нибудь белорусском местечке, не могу отделаться от ощущения, что это местечко чуть ли не центр Европы – со столькими знаменитостями оно связано. Даже в эпоху интернета найти все эти малоизвестные сведения – большой труд...
– Краеведение – это собрание страниц памяти о том или другом крае. Чтобы что-то сделать в этом направлении, надо потратить немало сил на подбор фактов, встречи с людьми, знакомство с тем, что уже стало документами архивов, нашло место в газетной хронике. Надо время!.. Его нам часто в суете будничной и не хватает. Но ведь жизнь почти у любого человека – длинная и очень насыщенная. Важно каждый день что-то делать, что-то искать. Тогда придут и открытия. Особенно я внимателен к истории Пуховичского района Минской области, где родился и вырос. В нашем крае родились Александр Ельский, Михась Чарот, Владимир Ходыка, Алесь Бачила… Вот и стараюсь пройти их тропинками, понять, что служило для них предметом вдохновения в моей родной стороне.
«ЛГ» поздравляет Алеся Карлюкевича с 50-летним юбилеем и желает ему счастья, здоровья и новых открытий на ниве краеведения.