21 августа 2015 года мир фантастики изменился. Впервые в истории в Спокане, штат Вашингтон, на церемонии вручения одной из главных премий в области научной фантастики статуэтку ракеты получил автор, пишущий не на английском языке. Премию Хьюго получил китайский писатель Лю Цысинь за роман «Задача трёх тел», быстро завоевавший огромную аудиторию во всём мире. Бурно развивающаяся китайская фантастика получила международное признание.
С тех пор фантастика Поднебесной прошла большой путь, набирая популярность как в Китае, так и за его пределами. Естественно, вслед за литературой свои первые шаги на пути в тысячу ли, сделало и китайское научно-фантастическое кино, и вот спустя несколько лет оно быстро и уверенно догоняет голливудскую «фабрику грёз». Не отстаёт и телевидение, где стали появляться интересные работы, хотя до последнего времени их ориентированность на внутренний рынок оставляла зрителей за пределами Китая равнодушными. Однако и у китайского телесериала получилось пробить национальные и языковые барьеры, вызвав интерес у любителей кинофантастики на международном уровне. Неудивительно, что таким сериалом стала экранизация «Задачи трёх тел».
Сериал использует модную кроссжанровость, сочетая твёрдую научную фантастику, детектив и элементы исторического кино, разворачивающего перед зрителем мрачную картину эпохи китайской культурной революции. Центральная тема сериала – вторжение пришельцев. Не банальное нападение жутких пучеглазых тварей с бластерами наперевес, уже тысячу раз показанное голливудскими мастерами, а тонкое, интеллектуальное вмешательство в человеческую цивилизацию с целью её приземления на взлёте. И здесь за научно-фантастическим сюжетом легко прослеживается сходство с историей самого Китая, когда Великобритания использовала против китайской империи опиум как оружие, разлагавший основы китайского общества и существенно замедливший развитие страны. В последующей войне, известной как опиумная, ослабленный Китай ждало неизбежное поражение. Тем не менее идея софона, элементарной частицы, запрограммированной на остановку земной научной деятельности, оказывается шире и вполне отражает современную конкуренцию внутри человечества, между странами, овладевшими передовыми технологиями, и теми, что только пытаются их достигнуть.
И ещё раз о культурной революции. На этот момент – отечественным кинематографистам стоило бы обратить внимание – их китайским коллегам удалось одновременно и передать всю глубину катастрофы, к которой Китай привело десятилетие широкомасштабных репрессий, и вместе с тем не скатиться в огульное охаивание. Удивительно, но, как оказывается, можно снимать кино о просчётах прошлого, не очерняя ни само прошлое, ни народ, совершивший эти ошибки. Потому что важно сосредоточиться на том, чтобы не повторить ошибки, а не на том, хорошо или плохо то, что мы их совершили. А к этому моменту ещё один. Китайские учёные – богатые или обеспеченные. Ни одного нищего гения – даже полубезумного математика, и того нашли, пристроили так, чтобы он ни в чём не нуждался и творил. От первой и до последней серии фильм абсолютно однозначно утверждает, что китайский учёный ни в коем случае не может и не должен находиться в нужде. Почему? Просто потому что он китайский учёный и он важен для страны.
Впрочем, у сериала есть один весомый недостаток – он страшно затянут. Тридцать серий! Особенность китайского телевидения, где обычный сезон сериала включает 30–40 эпизодов, показываемых ежедневно. Но увы, даже несмотря на то, что книга отличается очень плотным повествованием, обширной смысловой нагрузкой и содержит ряд экскурсов в различные области науки, на тридцать серий сценаристам пришлось растягивать сюжет за пределы здравого смысла. Интересно и то, что скоро выйдет и американский вариант «Задачи трёх тел», причём проект будет крупнобюджетным, а его производством занимаются шоураннеры «Игры престолов». Какой будет американская интерпретация того, как сегодня Китай видит главные вызовы человечеству?