Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Сложный мир простых истин

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Один из уголков «Мира художника»В последнее время при словах «современное искусство» я внутренне невольно напрягаюсь. Жду подвоха. Чего-то пошлого, грязноватого и, простите, не слишком пристойного вроде пресловутых милиционеров, застывших в «братском» поцелуе, или мерно вращающихся на велосипедных колёсах разъятых на части «человеческих» останков. Жду, что мне с напором и экспрессией, достойными лучшего применения, начнут доказывать, что вот это самое и есть настоящее современное искусство, и никакое другое права на существование не имеет и иметь не должно. Поэтому можете себе представить мою радость, когда, оказавшись в залах Центрального дома художника на салоне «ЦДХ-2008. Мир художника», я ничего подобного там не обнаружила.
По ощущениям это уместнее всего было бы сравнить с тем, что испытывает человек, вырвавшийся из мегаполиса куда-нибудь в лес или на дикий морской берег: всё чисто, естественно и искренне. У скульптур руки-ноги и прочие части тела располагаются на законных, отведённых им матерью-природой местах. У портретов осмысленные лица и глаза, отражающие душу, а не содержимое кошелька. В пейзажи хочется войти, а в экспрессивных мазках натюрмортов можно угадать и нежные ландыши, и сочные груши. Одним словом, для того, чтобы попытаться проникнуть в мир художника, вовсе не нужно переворачивать его с ног на голову или самой проделывать аналогичный трюк.
Но эта прозрачная ясность отнюдь не равнозначна простоте. В кулуарах время от времени возникали жаркие споры, собиравшие немалую аудиторию. Так что интерес к салону, устраиваемому Международной конфедерацией союзов художников (в этом году он проводится в одиннадцатый раз), неподделен. И у музейщиков, и у столичных галеристов, и у коллекционеров. Правда, музейщики приходят, скорее, посмотреть, чем купить. Это в былые времена Третьяковка или Русский музей могли себе позволить скупить едва ли не четверть салона, сегодня хорошо, если в их фонды попадёт хотя бы десяток картин. Зато галеристы и частные коллекционеры настроены весьма оптимистично. Москва за последние несколько лет превратилась в достаточно ёмкий арт-рынок, обладающий серьёзными финансовыми возможностями.
По спросу на современное искусство Москва, конечно, уступает пока Нью-Йорку или Лондону, но уже идёт в ногу с Дюссельдорфом, Парижем, Брюсселем. Сегодня художникам стран Содружества выставляться в Москве и интересно, и выгодно: можно на других посмотреть и себя показать. Салон является своеобразным катализатором процессов в художественном сообществе, некогда едином, а теперь, как витраж, состоящем из отдельных фрагментов, соединяющихся, как правило, только в рамках таких широкомасштабных проектов. Он собирает профессиональную публику, среди которой есть немало людей не просто интересующихся современным искусством, но и готовых вкладывать в него деньги.
Салон – реальное «место встречи» художника с потенциальным покупателем. Как бы ни был интересен, одарён художник, как ни велика страсть коллекционера, они должны найти друг друга. Однако устройство такой встречи требует затрат. И значительных. Салон впервые проводится под эгидой и при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ (МФГС). Фонд существует уже год, занимаясь проектами в области культуры, науки, образования, спорта. Это межправительственная организация, избравшая для себя юнесковские принципы: страны-участницы подписывают соглашение о сотрудничестве в гуманитарной сфере и в меру сил и возможностей выделяют из своих бюджетов средства на это благое дело. Правда, конвенцию подписали практически все страны, кроме Грузии, а вот вносить средства в фонд смогли только семь: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Создание свободного художественного рынка в странах СНГ – проблема очень острая, и решить её можно только на межправительственном уровне. Именно поэтому её вынесли на круглый стол. Основная трудность – несовершенство таможенного законодательства. Таможня не знает, как работать с произведениями современного искусства, и требует оплаты по максимальному тарифу. В результате проще художнику взять картины под мышку и самому привезти их на выставку, чем организации, устраивающей эту выставку, провезти отобранные картины через таможню должным образом.
Сопредседатель МФГС Михаил Швыдкой был настроен очень решительно: произведения, созданные после 1991 года, вообще не должны облагаться пошлиной при пересечении границ стран Содружества. Более того, по его мнению, этот принцип необходимо распространить не только на изобразительное искусство. У издателей проблема с провозом своей продукции на книжные выставки, у театров, отправляющихся на гастроли, – с декорациями, которые имеют тенденцию «застревать» на границе, у киношников – с рабочими материалами, когда съёмки проходят в одной стране, а монтаж и озвучание – в другой.
Участники круглого стола покидали пресс-центр ЦДХ с противоречивыми чувствами. Оптимистам хотелось надеяться на лучшее, пессимисты были уверены, что какие бы структуры ни создавались, ничего кардинально не изменится. Кто прав – покажет время. Человек разумный не может не понимать, что воссоединение культурного и интеллектуального пространства, разорванного политическими и экономическими катаклизмами, – процесс длительный, требующий и сил, и времени. А на мир можно смотреть по-разному: для кого-то стакан наполовину пуст, а для кого-то – наполовину полон. 

Ксения ВИШНЕВСКАЯ

Обсудить в группе Telegram

Ксения Вишневская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS