В последнее время при словах «современное искусство» я внутренне невольно напрягаюсь. Жду подвоха. Чего-то пошлого, грязноватого и, простите, не слишком пристойного вроде пресловутых милиционеров, застывших в «братском» поцелуе, или мерно вращающихся на велосипедных колёсах разъятых на части «человеческих» останков. Жду, что мне с напором и экспрессией, достойными лучшего применения, начнут доказывать, что вот это самое и есть настоящее современное искусство, и никакое другое права на существование не имеет и иметь не должно. Поэтому можете себе представить мою радость, когда, оказавшись в залах Центрального дома художника на салоне «ЦДХ-2008. Мир художника», я ничего подобного там не обнаружила.
По ощущениям это уместнее всего было бы сравнить с тем, что испытывает человек, вырвавшийся из мегаполиса куда-нибудь в лес или на дикий морской берег: всё чисто, естественно и искренне. У скульптур руки-ноги и прочие части тела располагаются на законных, отведённых им матерью-природой местах. У портретов осмысленные лица и глаза, отражающие душу, а не содержимое кошелька. В пейзажи хочется войти, а в экспрессивных мазках натюрмортов можно угадать и нежные ландыши, и сочные груши. Одним словом, для того, чтобы попытаться проникнуть в мир художника, вовсе не нужно переворачивать его с ног на голову или самой проделывать аналогичный трюк.
Но эта прозрачная ясность отнюдь не равнозначна простоте. В кулуарах время от времени возникали жаркие споры, собиравшие немалую аудиторию. Так что интерес к салону, устраиваемому Международной конфедерацией союзов художников (в этом году он проводится в одиннадцатый раз), неподделен. И у музейщиков, и у столичных галеристов, и у коллекционеров. Правда, музейщики приходят, скорее, посмотреть, чем купить. Это в былые времена Третьяковка или Русский музей могли себе позволить скупить едва ли не четверть салона, сегодня хорошо, если в их фонды попадёт хотя бы десяток картин. Зато галеристы и частные коллекционеры настроены весьма оптимистично. Москва за последние несколько лет превратилась в достаточно ёмкий арт-рынок, обладающий серьёзными финансовыми возможностями.
По спросу на современное искусство Москва, конечно, уступает пока Нью-Йорку или Лондону, но уже идёт в ногу с Дюссельдорфом, Парижем, Брюсселем. Сегодня художникам стран Содружества выставляться в Москве и интересно, и выгодно: можно на других посмотреть и себя показать. Салон является своеобразным катализатором процессов в художественном сообществе, некогда едином, а теперь, как витраж, состоящем из отдельных фрагментов, соединяющихся, как правило, только в рамках таких широкомасштабных проектов. Он собирает профессиональную публику, среди которой есть немало людей не просто интересующихся современным искусством, но и готовых вкладывать в него деньги.
Салон – реальное «место встречи» художника с потенциальным покупателем. Как бы ни был интересен, одарён художник, как ни велика страсть коллекционера, они должны найти друг друга. Однако устройство такой встречи требует затрат. И значительных. Салон впервые проводится под эгидой и при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ (МФГС). Фонд существует уже год, занимаясь проектами в области культуры, науки, образования, спорта. Это межправительственная организация, избравшая для себя юнесковские принципы: страны-участницы подписывают соглашение о сотрудничестве в гуманитарной сфере и в меру сил и возможностей выделяют из своих бюджетов средства на это благое дело. Правда, конвенцию подписали практически все страны, кроме Грузии, а вот вносить средства в фонд смогли только семь: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
Создание свободного художественного рынка в странах СНГ – проблема очень острая, и решить её можно только на межправительственном уровне. Именно поэтому её вынесли на круглый стол. Основная трудность – несовершенство таможенного законодательства. Таможня не знает, как работать с произведениями современного искусства, и требует оплаты по максимальному тарифу. В результате проще художнику взять картины под мышку и самому привезти их на выставку, чем организации, устраивающей эту выставку, провезти отобранные картины через таможню должным образом.
Сопредседатель МФГС Михаил Швыдкой был настроен очень решительно: произведения, созданные после 1991 года, вообще не должны облагаться пошлиной при пересечении границ стран Содружества. Более того, по его мнению, этот принцип необходимо распространить не только на изобразительное искусство. У издателей проблема с провозом своей продукции на книжные выставки, у театров, отправляющихся на гастроли, – с декорациями, которые имеют тенденцию «застревать» на границе, у киношников – с рабочими материалами, когда съёмки проходят в одной стране, а монтаж и озвучание – в другой.
Участники круглого стола покидали пресс-центр ЦДХ с противоречивыми чувствами. Оптимистам хотелось надеяться на лучшее, пессимисты были уверены, что какие бы структуры ни создавались, ничего кардинально не изменится. Кто прав – покажет время. Человек разумный не может не понимать, что воссоединение культурного и интеллектуального пространства, разорванного политическими и экономическими катаклизмами, – процесс длительный, требующий и сил, и времени. А на мир можно смотреть по-разному: для кого-то стакан наполовину пуст, а для кого-то – наполовину полон.