Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 сентября 2019 г.
Литература

Сложный навык прошлого

04 сентября 2019

Владимир Березин,
писатель

 

Есть старая дискуссия о пользе и не пользе чтения. Она часть огромного количества разговоров, которые и не разговоры даже, а психотерапевтическое выгова­ривание: «Вот дети перестали читать, и земля теперь налетит на небесную ось» (при этом понять, что делают их дети, большинству родителей трудно, да и просто недосуг), «Электронные книги – зло, они не пахнут и не шелестят страницами» (хитрые производители элек­тронных устройств достаточно быстро научили свою продукцию шуршать при перелистывании, и, я думаю, с запахами особых проблем не будет, если покупатель согласен платить).

При этом вдруг оказывается, что современный чело­век потребляет букв куда больше, чем раньше. Он чита­ет множество книг: учебников, мемуаров и инструкций к технике, что стоит у него на работе и дома. Ему напо­минают, что нужно читать мелкий шрифт в договорах, а электронных писем он сейчас пишет больше, чем писа­ли его предки бумажных.

Мир жесток, страшен, и самое страшное в нём – пере­мены. Привычки и навыки обесцениваются, а заве­сти новые уже нет сил. И честному обывателю хочется поныть о том навыке, который у него был (как он думает). Это навык чтения, но он-то куда сложнее, чем думает пусть даже и самый честный обыватель. В разных педаго­гических документах, которые я, как школьный учитель, повидал в избытке, называется «умение читать и пони­мать написанное». А этой связкой может похвастаться не всякий взрослый человек. Но, что ещё интереснее, есть очень забавное обстоятельство: у многих людей, расстав­шихся с молодостью, людей неглупых, ослабевает тяга к художественной литературе (особенно современной). Зато доля мемуаров и истории с философией увеличива­ется. Отчего так? Почему? Потому ли, что прочное здание русской классической литературы уже завершено?

Иногда надо отвечать на простые вопросы. Зачем нам чтение сейчас, когда родившиеся в XXI веке уже стали совершеннолетними?

Во-первых, чтение тренирует воображение. Всякая картина явлена нам в законченности – и окно на ней уже окончательное окно, а образ стула незыблем и не подлежит корректировке. А вот чтение позволяет быть соавтором сочинителя, придумывая себе внешность героев и цвет обоев. Мы конструируем этот мир из того, что предложил нам автор, и из собственного опыта, в него валятся наши детские несчастья и взрослые оби­ды, кровь и любовь, а также другие прочитанные книги.

Во-вторых, чтение художественной литературы позволяет нам прожить дополнительное количество жизней, проиграть в воображении некоторое количе­ство жизненных ситуаций, которые мы не успеем пере­жить сами. Нет, раньше книги и вовсе были единствен­ным источником знаний о других странах и народах, а теперь к нашим услугам бюро путешествий, кинема­тограф и телевидение. Но всё равно самым быстрым способом остались книги, оттого важно чтение именно в детском возрасте. Маленький человек, читая, узнаёт, «как у людей бывает».

В-третьих, чтение позволяет нам оперировать образа­ми-паролями. Особенно сейчас, когда институт чтения художественной литературы похож на шагреневую кожу, образы и просто фразы из прочитанных когда-то книг становятся пропуском в замкнутые компании, ускоряют наше общение и помогают найти друзей.

В-четвёртых, чтение остаётся универсальным время­провождением, потому что бумажный носитель не зави­сит от выбитых пробок, разряженного устройства, ему не нужен доступ к Сети или утерянный где-то провод.

А так-то можно и не читать. Но навыки прошлого пре­пятствуют упрощению человека, а сложность – как раз основа любой успешной эволюции.

Тэги: Владимир Березин
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Актёрская старость

    06.04.2021
  • Три листика

    16.02.2021
  • Финансовые потоки

    10.11.2020
  • Бесплатный труд

    15.04.2020
  • Желание угодить

    11.03.2020
  • Бесплатный труд

    17 голосов
  • Актёрская старость

    17 голосов
  • Желание угодить

    16 голосов
  • Финансовые потоки

    13 голосов
  • Неловкая фраза

    10 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS