Валерий Кормилицын. Держава: роман. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2020. – Т. 5. – 673 с. – (Русская проза).
Нередко на страницах прессы и с телеэкрана люди гордо именуют себя писателями. Между тем ничего заслуживающего уважения они не предъявили. Вообще говоря, писателем человека должны назвать читатели, возможно и будущих поколений. Но бывают и случаи особого рода, когда сомнений в принадлежности к литературной гильдии не возникает.
Вот живёт-поживает себе в поволжском городе Саратове прозаик Валерий Кормилицын. Он не лезет на экран, не рвётся в передние ряды, а просто и последовательно делает своё дело: пишет большую и многотрудную книгу – «Держава». Недавно скромным тиражом вышел её полновесный пятый том. Сам автор обозначает избранный жанр как роман, хотя объём сочинения и размах замысла закономерно наводят мысль на такое понятие, как эпопея.
В основе сюжета «Державы» – протяжённая, полная событий, утрат и обретений судьба семейного рода Рубановых, которая плотно накладывается на историческую канву. Государственники Рубановы воплощают патриотическую идею. В её основе – служение Родине с большой буквы. Профессия «родину защищать» для них – не пустой звук. Несколько поколений проходят по скользким ступеням войн, реформ, бунтов, революций со спокойным, мужественным достоинством. Патриотизм этих людей не делится на российский и советский – вот почему на переплёт пятого тома вынесен горделивый герб СССР.
Книга Валерия Кормилицына обладает синтетическим характером. Помимо беллетристического сюжета, включающего в себя повествовательные потоки, описания русской природы, эротику и мистику, в ткань эпопеи органично вплетаются публицистические и политологические нити. Вот почему среди героев – реально существовавшие фигуры самого высшего ранга: императоры, государственные чиновники, военачальники, революционеры и провокаторы. При этом автор не уходит в чистую документалистику, а создаёт образы, отражающие его собственное понимание известных фигурантов отечественной истории. Наше право принимать или не принимать трактовку писателя, но он берёт на себя смелость высказать личное отношение к событиям прошлого.
Если говорить о теме «Державы», то первое, что приходит на ум, – это война и мир. Речь идёт не о сопоставлении с одноимённым романом Льва Толстого, да и что можно сравнить с классическим произведением? Другие крупномасштабные сочинения такого рода – «Хождение по мукам» Алексея Толстого, «Россия, кровью умытая» Артёма Весёлого, «Тихий Дон» Михаила Шолохова – в данном случае не годятся для соотношения, так как более локальны по охвату событий, при этом речь идёт не об уровне литературного мастерства. Память подсказывает также такое сочинение, как «Память» Владимира Чивилихина, но у того беллетристическое начало задействовано лишь в малой степени. Всё это случаи иного рода.
Пятый том «Державы» заканчивается эпизодами разгрома в Маньчжурии японской Квантунской армии в 1945 году. Тут же на страницах романа мелькает имя отца писателя. Очевидно, работа над эпопеей продолжится, ибо впереди ещё много интересного. Над такой книгой можно трудиться всю жизнь.