К 100-летию Георгия Павловича Виноградова телеканал «Культура» приготовил передачу «Пять штрихов к портрету», посвящённую жизни и творчеству уникального русского тенора. Первой его «концертной площадкой» был клирос одной из церквей Казани, а «творческим стимулом» – тяжёлая рука отца, непременно желавшего, чтобы все его дети пели в церковном хоре. Виноградов – один из десяти лауреатов Первого Всесоюзного конкурса вокалистов. В июне 1941 года по призыву явился в райвоенкомат. Но комиссар военкомата сказал: «А ты, Виноградов, пойдёшь петь!» На каких только фронтах он не побывал! Тогда многие считали, что нельзя петь солдатам песни, напоминающие о мирных днях и мирных радостях, – дескать, такие песни расслабляют. Но жизнь опровергла это мнение. Виноградов пел именно такие песни, и пел так, что песня брала за душу. Старинные русские песни и классические романсы заняли место рядом с советской песней во фронтовом репертуаре певца. Невозможно перечислить все арии, романсы, песни, которые были напеты им! При этом у Виноградова все романсы – и старинные русские, и цыганские – звучали классически чисто, без подделки под страдания, а с искренним волнением и трепетом.
Многие популярнейшие песни тех лет писались специально для него. «Школьный вальс» Дунаевского, «Эх, дороги…» Новикова и множество других. Популярность его была колоссальна! Но не всё так безоблачно. Бывали и годы опалы…
Поражает другое. От Георгия Павловича почти не осталось фотоснимков. Почти ничего не известно о его личной жизни. Исключительно по причинам его уникальной скромности. Сравните с нынешними безголосыми. А вообще, будь моя воля, заставил бы я наших современных, с позволения сказать певцов, перед концертами слушать записи Георгия Виноградова. Может быть, хоть что-то сдвинулось в их механических мозгах и голосах.