24 мая – День славянской письменности и культуры, единственный в новой России церковно-государственный праздник. В этот день поминаются святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – православные монахи, просветители, создавшие наш неповторимый алфавит. К этому празднику мы постепенно привыкли. Но на следующий день, 25 мая, отмечается День филолога, профессиональный праздник учителей-словесников, библиотекарей, выпускников, преподавателей и студентов филологических факультетов. И об этом событии знают едва ли даже все его виновники…
Имена Ф. Фортунатова, А. Пешковского, А. Шахматова, И. Срезневского, А. Потебни, Л. Щербы – корифеев великой русской школы языкознания – говорят каждому филологу не меньше, чем имена Л. Магницкого, Н. Лобачевского, С. Ковалевской – математику или имена А. Столетова, И. Курчатова и Ж. Алфёрова – физику. Сегодня филологическая наука, как и все гуманитарные дисциплины, переживает явно не лучшие времена. Да и вызовы времени иные по сравнению с эпохой Фортунатова и Срезневского. Безграмотность на всех уровнях общества – сверху донизу – зашкаливает. Объём книжного рынка сократился в минувшем году более чем на 8 процентов за счёт снижения интереса к чтению. Преподаватели русского и литературы стонут под игом ЕГЭ.
В. Аннушкин – заведующий кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации, профессор Института русского языка им. А.С. Пушкина, доктор филологических наук, пишет: «…народное благополучие, здравие духовное и телесное, благоденствие, все формы народной жизни связаны с устройством современного языка. Придётся ответить на вопрос: как мы, филологи, и наше общество в целом, понимаем: что такое язык – речь – слово…» Казалось бы, языковеды пришли к этому пониманию лет 200 назад. Но современное состояние русского языка не только филологу, а любому неравнодушному носителю внушает не просто тревогу, а желание бить в набат.
Пару лет назад профессора, преподаватели и выпускники МГУ обратились к депутату Мосгордумы Н. Губенко с письмом, посвящённым оценке произведения В. Ерофеева «Энциклопедия русской души». Не буду приводить политические претензии авторов. Главный вывод – из другой области: сочинение В. Ерофеева «разрушает великий русский язык». Ни много ни мало… Пользователи ЖЖ долго оскорбляли подписантов в тех самых выражениях, которые филологи ставили в вину герою своего письма, обвиняли их в доносительстве. Да и никакого результата в условиях «свободы слова» добиться было невозможно. Запретить писать гадкие книги не удалось пока никому. Но сам факт – да что там факт, – вопль отчаяния – заставляет «остановиться, оглянуться».
Филология – совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературе. Призвание филологической науки – «систематизация словесного творчества, классификация родов, видов и жанров современной словесности, отбор среди них лучших образцов и направление усилий общественно-речевого творчества». Страшно, когда словесника предаёт его главная опора – русская литература. С. Аверинцев называл филологию «службой понимания». Горько видеть, как люди одной культуры перестают понимать друг друга.
И всё же, пока мы говорим и пишем по-русски, пока в школах звучат стихи Пушкина, дело наше небезнадёжно и филология неформально остаётся государствообразующей дисциплиной.
С праздником, коллеги!
26 мая, в Дни славянской письменности и культуры, впервые будет вручена Патриаршая литературная премия. Лауреата определят тайным голосованием непосредственно на церемонии награждения в храме Христа Спасителя.
«Самая молодая среди литературных премий России уже в первом премиальном сезоне вызвала большой интерес и живой отклик как у писательского сообщества, так и у читателей», – сказал патриарх Кирилл. Патриарх отметил, что наряду с конкретными произведениями должны учитываться и «общественная позиция человека, его вклад в духовную жизнь нашей страны». По его словам, среди претендентов – как литераторы с известными именами, так и начинающие писатели. Церемония обсуждения и объявления лауреата Патриаршей премии может пройти в прямой трансляции.