Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Слёзы капают

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Георгий Данелия. Джентльмены удачи: [киносценарии]. – СПб.: Сеанс; Амфора, 2008. – 623 с.: ил.
Григорий Горин. Тот самый Мюнхгаузен: [киносценарии]. – СПб.: Сеанс; Амфора, 2008. – 686 с.: ил.

Говорят, человека куда легче заставить заплакать, чем засмеяться. Увы, глядя на нынешний экран, киношный или телевизионный, начинаешь в этом сомневаться, решительно убеждаясь, что смех смеху рознь. Вызвать в человеке тот, который без причины, как раз легче лёгкого. А тот, что рождён в сферах, расположенных существенно выше поясничной зоны (и кстати сказать, является высшей «категорией» смеха, а именно смехом сквозь слёзы), существует сегодня вроде бы в ином, параллельном нашему, мире. Мире, где можно заглянуть в дом, который построил Свифт, или ненароком оказаться на планете Плюк, над которой летают пепелацы.
Теперь в этот мир, а вернее в два соприкасающихся между собой, родственных, но сугубо индивидуальных и по-настоящему уникальных мира можно попасть не только с помощью DVD-диска из серии «Наша киноклассика», но и через книгу. Серия «Библиотека кинодраматурга» – правильное, благое и, что особенно ценно, стремящееся к полномасштабности охвата начинание – пополнилась сборниками Георгия Данелии и Григория Горина.
Уместно вспомнить о сакраментальном вопросе: что такое литературный киносценарий? Самостоятельное произведение, как театральная пьеса, или лишь сырьё, топливо для фантазии режиссёра? Вероятно, и то и другое. Он самостоятелен как текстовая форма существования экранного зрелища. И он же – сырьё. Вот прочтут его художник с гримёром и придумают главному герою такой образ, что центральный монолог его можно будет сократить на три четверти – всё будет ясно и без слов.
А кроме того, сценарии типологически разделяются на несколько «подвидов». Есть те, что создаются кинодраматургом в расчёте на конкретного «своего» режиссёра (как горинская «Формула любви»), есть те, что пишутся режиссёром будущего фильма в соавторстве с профессиональными литераторами (как данелиевские «Тридцать три» или «Афоня»). Есть сценарии, выплавленные из собственных пьес («Тот самый Мюнхгаузен»), а есть – созданные по мотивам классических произведений мировой литературы («Совсем пропащий», «Убить дракона»). Есть – по тем или иным причинам нереализованные в кино (как «Трёхрублёвая опера» и «Любимец Бога» Горина), а есть – осуществляющиеся в настоящий момент (как «Речной пёс» Данелии).
В общем, произведения этого специфического рода не стоит уподоблять друг другу, как не стоит ставить между фильмом и сценарием не то что знак равенства, а вообще никаких знаков. Но именно поэтому так интересно читать «литосновы» своих любимых фильмов, даже если реплики оттуда ты знаешь наизусть и помнишь въяве буквально каждый кадр.
Грустные комедии Георгия Данелии не похожи на романтические трагикомедии Горина. Но объединяет двух этих художников не только факт присутствия в фильмографии режиссёра Александра Серого: в 1971 году тот снял «Джентльменов удачи» по сценарию уже знаменитого постановщика Данелии и Виктории Токаревой, а в 1975-м – «Ты – мне, я – тебе» по сценарию начинающего кинодраматурга Горина. Просто и в том, и в другом случае мы имеем дело с юмором, который не «конструируется» по рецептам.
Смотришь на экран и иногда абсолютно не понимаешь, что тут, собственно, смешного, плакать надо, и… хохочешь. До слёз. Читаешь текст – порой кажется, что очень смешно написано, а ловишь себя на ощущении пронзающей грусти и высокой печали. Может, в этом и состоит самый большой секрет этих мюнхгаузенов, заставивших сотни тысяч людей поверить в реальность выдуманных ими миров?
И последнее: в начале сборника Г. Данелии имеется предуведомление в две короткие строчки: «По независящим от автора причинам некоторые сценарии в сборник не вошли». «Некоторые» в данном случае – это такая «наша классика», как «Мимино», «Слёзы капали», «Кин-дза-дза». Причина, надо полагать, в проблемах авторского права. Ситуация довольно грустная. Но вместе с тем смешная. Вполне себе горинско-данелиевская... 

Виктория ПЕШКОВА

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS