Недавно узнал о себе странную новость: дескать, я предлагаю строить российские дороги руками заключённых. Это сообщил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» ведущий программы «Гараж» Сергей Асланян. Да, предложение на эту тему с моей стороны действительно было, но совсем в другом контексте. Мои слова весьма вольно истолковали.
Из комментария журналиста можно было сделать вывод, что депутат Нилов якобы стремится вернуть страну не больше не меньше, как в гулаговские времена, когда заключённых бросали на самые тяжёлые объекты – Беломорканал, канал имени Москвы, 501-ю стройку и т.д. В трактовке журналиста «кровожадный» депутат предлагает кидать на строительство бескрайних российских дорог нынешних заключённых, среди которых, как прозрачно намекает Асланян, вполне могут оказаться жертвы политических репрессий. И тут же приплетает ко всему этому сталинские репрессии, в частности, историю с колымскими рудниками, где не хватало горных инженеров, и куда НКВД направлял «специально арестованных» представителей этой профессии, которые там трудились и погибали. А дальше ещё более широкий вывод, который процитирую: «И вот то, что предлагает Олег Нилов – это как раз начало вот той самой гулаговской эры… поэтому есть шанс, что мы с вами все вместе очень скоро встретимся на какой-нибудь стройке, займёмся ремонтом дорог. Потом будем осуществлять подъём с колен, потом в космос полетим. То есть мы пригодимся народному хозяйству. Спасибо Олегу Нилову – он как раз возглавляет этот процесс возврата в 37-й».
Ну, что сказать? Для меня просто откровение, что кому-то могут мерещиться и призраки ГУЛАГа, и возврат к репрессиям по типу сталинских, и стремление государства насильственно направлять кого-то на стройки, теперь уже, видимо, капитализма.
Поясню суть. В феврале Госдума приняла в первом чтении законопроект № 413712-7, предусматривающий привлечение заключённых из колоний-поселений к труду вне колоний – на гражданских предприятиях. Речь идёт не об ужесточении, а наоборот, о либерализации положения заключённых, у которых появится возможность работать в цивилизованных условиях, а не заниматься трудом исключительно за колючей проволокой. Законопроект предполагает для определённых категорий заключённых (осуждённых по нетяжким статьям, либо положительно характеризующихся и переведённых в колонию-поселение из исправительных колоний в порядке поощрения) как раз некоторое раскрепощение, «раскабаление». Думаю, совершенно понятно, что на любой работе вне зоны режим для людей, отбывающих наказание, будет точно не зоновским и уж тем более не гулаговским.
При обсуждении законопроекта я предложил пойти ещё дальше. Убеждён, за счёт такого труда было бы правильно решать не задачи тех или иных коммерсантов, что может произойти в наших условиях, а задачи государственные. То есть чётко обозначить, что из одного трудового хомута заключённые не должны попасть в другой. Кроме того, я чётко высказался о том, что надо задействовать армию заключённых именно на уборке и расчистке российских дорог. А совсем не на строительстве, как лихо передёрнул Асланян. Пускай чистят дороги от грязи, убирают вдоль них мусор, что-то подкрашивают, а зимой очищают дороги и улицы от снега и льда. А для лиц, совершивших ненасильственные преступления, не нужно эти вопросы решать с многочисленной охраной, достаточно браслета на ноге, но польза будет весьма весомая. Кстати, подобная практика есть в мире, тут нет открытия. И никто нигде не усматривает в этом ничего тоталитарного, никакого наступления на права человека…
Можно, конечно, мягко пожурить журналиста, спросить: ну что же это вы, Асланян? Слышали звон, да не знаете, где он? Но ведь он не школьник несмышлёный, чтобы не разбираться, что к чему, и заблудиться в трёх соснах. Выходит, налицо сознательная предвзятость. На мой взгляд, от этого надо избавляться любому, кто выходит в прямой эфир и обращается к огромной аудитории. Или, рискну предположить, в данном случае Асланян лоббировал интересы некоего Хозяина, у которого могут «увести» десятки тысяч зэков-«крепостных»? Может, ради этого и придумана страшилка с призраком ГУЛАГа? ¢