Смотр-фестиваль хореографических училищ в Москве
В балете не бывает зрителей. В балете есть жрецы и прихожане. Причём и те, и другие в равной степени служители культа. Просто с разными функциями. Поэтому, говоря о балетных, нельзя употреблять местоимение «они». «Они» – это «мы», только касты брахманов. Вот и вся разница.
Балетные танцуют не для нас, но всё же приглашают нас к участию в мистерии. И мы в зале точно не для себя – для репетиции финального спектакля.
Когда в последнем разрушительном танце Шивы будет исчезать этот мир, в следующем не останется ничего от прежнего. Все понятия будут упразднены. Кроме одного, танца, который, провозглашая новый виток космогонии, пребудет в нём до конца. Вновь разрушительного для всего, кроме него самого.
Посреди таких раздумий – событие: фестиваль-смотр хореографических училищ России в Московской академии хореографии. Посвящённый 235-летию последней. Пережившей, заметим, смерть двух эпох и – будьте уверены – переживущей нынешнюю.
Любоваться на взошедшую звезду в балете – удел зрителя-дилетанта. Мастер зрительского ремесла будет искать будущее в классах, где дети только ступают на стезю отмеренной им Терпсихорой славы. У каждого будет своя доля: кому-то будут рукоплескать крупнейшие залы планеты, кто-то останется в сердце единственного поклонника. Но честь у тех и других – равная. Ведь в сад Эдемский пропускают не по спискам – по персональным приглашениям.
У каждого из нас, балетных прихожан, должно быть в руках знамя с девизом «Вы или смерть!». И ниже – приложение со списком имён. Каждый из нас обязан жить в честь своей Прекрасной Дамы, пусть дама эта – едина во множестве лиц. Как средневековый рыцарь, мы можем заниматься привычным делом (грабить, насиловать, убивать) лишь до тех пор, пока Дама Сердца не потребует подвиг. Тогда мы должны забыть повседневное и Ею спасаться.
Мы можем знать всё о предмете своего обожания, даже лучше, когда мы это знаем; но нам не стоит забывать, что соседка Франческо Петрарки, мать пятерых детей Лаура, и муза поэта хотя и едина, но Вечность устами влюблённого её отразила единственно правильно.
Будем как Данте, учредивший общество «Друзей Любви»!
И таким вот другом войдём в залы МГАХ.
Там мы вскоре догадаемся, что нам выпал редкий случай – увидеть лучшее из того, чем живёт русский балет. Ведь на смотр приехали не только поучиться у Москвы, но привезли своих самых достойных воспитанников все, кто обязан покорять нестоличные сцены. Нет в этом умаления достоинства – убеждён: в Новосибирске и Красноярске должны танцевать не хуже, чем в Москве и Питере, а Саломеи и Дульсинеи нужны Сибири не меньше, чем столицам.
Поэтому о москвичках я поговорю как-нибудь в следующий раз. У меня ещё будет достаточно поводов назвать своих любимиц по именам. Прочим повезёт меньше, значит, случай упускать – просто грех.
Я безумно люблю «наших». В московских воспитанницах мне нравится всё: их линии и пропорции, их темперамент, а особенно – их улыбки. Вот они – Лауры. Вот они – Беатриче, которая тоже, надо думать, была плотью и кровью.
Другое – вагановки. Выходят ещё в цивильном, стоят, но чувствуешь, видишь – даже стоят по-другому! Холодные, надменные, на невнимательный взгляд, стервозные, высокие и поджарые (злобный критик сказал бы «длинные и тощие»), но – не поверите: глаз оторвать невозможно – так совершенны! И пошли другие слова: осанистые, в струнку прямые, а надменность при ближайшем рассмотрении оказалась самоуглублённостью. Понравились донельзя!
Их холодность на сцене обернулась той своей стороной, которую зовут элегичностью, мягким лиризмом, серебром лунной магнезии.
Эти девушки – безупречнее Танит и Астарты и так же, как эти богини, недоступны для мужчин. Они, вагановки, для другого – для сцены; их публичность – храмовая; про них не захочется узнать, какое настроение было с утра, хворают ли дети. Они вне быта. Они – Северный полюс, покорить который могут лишь избранные.
Ольга Смирнова, Виктория Краснокутская – запомните. Особенно первое имя.
Санкт-Петербургом и Москвой балетная карта России для меня уже не ограничена. На мастер-классах, проводимых педагогами МГАХ, я увидел девочек, за перемещениями которых отныне буду следить по всем известным мне путеводителям от атласа Меркатора до глобуса Луны.
Вот норовистая и резвая минчанка Лиза Баркалова. Уже сейчас вполне техничная, в классе она выглядит всё же лучше, чем на сцене. Однако дайте срок – она научится подчинять технику минуте, у Елизаветы появится артистизм, а вот имеющиеся в наличии стати – никуда не исчезнут.
Красивая, уходящая глубоко в себя Лариса Люшина из Новосибирска – ещё одна песня московского смотра. Обладающая видимым драматическим талантом девочка поражает больше всего своим лицом – умным, сосредоточенным, волевым. Кажется, Лариса ищет смыслы не вовне – только в себе, в сердце своём. Это верно. Как верно и то, что классы пока больше гармонируют с ней, чем подмостки, но – подождите! – она дойдёт в себе до ядра, и тогда ждите его слияния с ядром театральности. Вот будет взрыв!
Ная Бархова из Перми одинаково любима классом и сценой. Славная, милая – пустые слова, попробую иные: ладная, без лишних длиннот, но и лишённая «краткости линий», очень скромная, что делает её лицо по-настоящему одухотворённым, Ная из тех, про кого говорят: «Сейчас таких не производят». Имея в виду, конечно, не балетную школу, а родителей.
Жаль, что Пермский хореографический колледж не вышел на сцену Большого в заключительном гала-концерте. Не по недостоинству – просто девочек ждали гастроли. Я увидел их накануне – в учебном театре академии, где тоже было выступление всех наших и прибывших «звёздочек». Был покорён окончательно.
Я посвятил этим дамам неделю, но хотел бы – жизнь. Ходил на классы, репетиции, на концерты. Но закончился мой личный фестиваль наособицу: когда все попрощались друг с другом, я не расстался с Большим.
Вечером у меня была «Жизель», где в своей первой афишной роли дебютировала юная актриса, совсем свежая выпускница МГАХ Ангелина Влашинец. Обладательница золотой медали балетного конкурса в Сочи, Ангелина танцевала одну из двух виллис во втором акте.
Знайте: я буду кричать на каждом углу о своей страсти, я не постесняюсь останавливать прохожих на улицах, но я заставлю мир любить эту девочку так, как люблю её я!
Запомните эту дату: 30.XI.08 – рождение звезды должно быть задокументировано.
Прислушайтесь, как в ряду других распускается этот цветок.
Проживите наконец жизнь балетом – и вы не пожалеете ни о чём!