Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Слышать, как распускаются цветы

01 января 2007

ЗДЕСЬ ТАНЦУЮТ

Смотр-фестиваль хореографических училищ в Москве

На сцене учебного театра золотая медалистка конкурса в Сочи, студентка III курса МГАХ Дарья Бочкова и Михаил Кеменов; Алексей БРАЖНИКОВВ балете не бывает зрителей. В балете есть жрецы и прихожане. Причём и те, и другие в равной степени служители культа. Просто с разными функциями. Поэтому, говоря о балетных, нельзя употреблять местоимение «они». «Они» – это «мы», только касты брахманов. Вот и вся разница.

Балетные танцуют не для нас, но всё же приглашают нас к участию в мистерии. И мы в зале точно не для себя – для репетиции финального спектакля.

Когда в последнем разрушительном танце Шивы будет исчезать этот мир, в следующем не останется ничего от прежнего. Все понятия будут упразднены. Кроме одного, танца, который, провозглашая новый виток космогонии, пребудет в нём до конца. Вновь разрушительного для всего, кроме него самого.

Посреди таких раздумий – событие: фестиваль-смотр хореографических училищ России в Московской академии хореографии. Посвящённый 235-летию последней. Пережившей, заметим, смерть двух эпох и – будьте уверены – переживущей нынешнюю.

Любоваться на взошедшую звезду в балете – удел зрителя-дилетанта. Мастер зрительского ремесла будет искать будущее в классах, где дети только ступают на стезю отмеренной им Терпсихорой славы. У каждого будет своя доля: кому-то будут рукоплескать крупнейшие залы планеты, кто-то останется в сердце единственного поклонника. Но честь у тех и других – равная. Ведь в сад Эдемский пропускают не по спискам – по персональным приглашениям.

У каждого из нас, балетных прихожан, должно быть в руках знамя с девизом «Вы или смерть!». И ниже – приложение со списком имён. Каждый из нас обязан жить в честь своей Прекрасной Дамы, пусть дама эта – едина во множестве лиц. Как средневековый рыцарь, мы можем заниматься привычным делом (грабить, насиловать, убивать) лишь до тех пор, пока Дама Сердца не потребует подвиг. Тогда мы должны забыть повседневное и Ею спасаться.

Мы можем знать всё о предмете своего обожания, даже лучше, когда мы это знаем; но нам не стоит забывать, что соседка Франческо Петрарки, мать пятерых детей Лаура, и муза поэта хотя и едина, но Вечность устами влюблённого её отразила единственно правильно.

Будем как Данте, учредивший общество «Друзей Любви»!
И таким вот другом войдём в залы МГАХ.
Там мы вскоре догадаемся, что нам выпал редкий случай – увидеть лучшее из того, чем живёт русский балет. Ведь на смотр приехали не только поучиться у Москвы, но привезли своих самых достойных воспитанников все, кто обязан покорять нестоличные сцены. Нет в этом умаления достоинства – убеждён: в Новосибирске и Красноярске должны танцевать не хуже, чем в Москве и Питере, а Саломеи и Дульсинеи нужны Сибири не меньше, чем столицам.

Поэтому о москвичках я поговорю как-нибудь в следующий раз. У меня ещё будет достаточно поводов назвать своих любимиц по именам. Прочим повезёт меньше, значит, случай упускать – просто грех.

Я безумно люблю «наших». В московских воспитанницах мне нравится всё: их линии и пропорции, их темперамент, а особенно – их улыбки. Вот они – Лауры. Вот они – Беатриче, которая тоже, надо думать, была плотью и кровью.

Другое – вагановки. Выходят ещё в цивильном, стоят, но чувствуешь, видишь – даже стоят по-другому! Холодные, надменные, на невнимательный взгляд, стервозные, высокие и поджарые (злобный критик сказал бы «длинные и тощие»), но – не поверите: глаз оторвать невозможно – так совершенны! И пошли другие слова: осанистые, в струнку прямые, а надменность при ближайшем рассмотрении оказалась самоуглублённостью. Понравились донельзя!

Их холодность на сцене обернулась той своей стороной, которую зовут элегичностью, мягким лиризмом, серебром лунной магнезии.

Эти девушки – безупречнее Танит и Астарты и так же, как эти богини, недоступны для мужчин. Они, вагановки, для другого – для сцены; их публичность – храмовая; про них не захочется узнать, какое настроение было с утра, хворают ли дети. Они вне быта. Они – Северный полюс, покорить который могут лишь избранные.
Ольга Смирнова, Виктория Краснокутская – запомните. Особенно первое имя.

Санкт-Петербургом и Москвой балетная карта России для меня уже не ограничена. На мастер-классах, проводимых педагогами МГАХ, я увидел девочек, за перемещениями которых отныне буду следить по всем известным мне путеводителям от атласа Меркатора до глобуса Луны.

Вот норовистая и резвая минчанка Лиза Баркалова. Уже сейчас вполне техничная, в классе она выглядит всё же лучше, чем на сцене. Однако дайте срок – она научится подчинять технику минуте, у Елизаветы появится артистизм, а вот имеющиеся в наличии стати – никуда не исчезнут.

Красивая, уходящая глубоко в себя Лариса Люшина из Новосибирска – ещё одна песня московского смотра. Обладающая видимым драматическим талантом девочка поражает больше всего своим лицом – умным, сосредоточенным, волевым. Кажется, Лариса ищет смыслы не вовне – только в себе, в сердце своём. Это верно. Как верно и то, что классы пока больше гармонируют с ней, чем подмостки, но – подождите! – она дойдёт в себе до ядра, и тогда ждите его слияния с ядром театральности. Вот будет взрыв!

Ная Бархова из Перми одинаково любима классом и сценой. Славная, милая – пустые слова, попробую иные: ладная, без лишних длиннот, но и лишённая «краткости линий», очень скромная, что делает её лицо по-настоящему одухотворённым, Ная из тех, про кого говорят: «Сейчас таких не производят». Имея в виду, конечно, не балетную школу, а родителей.

Жаль, что Пермский хореографический колледж не вышел на сцену Большого в заключительном гала-концерте. Не по недостоинству – просто девочек ждали гастроли. Я увидел их накануне – в учебном театре академии, где тоже было выступление всех наших и прибывших «звёздочек». Был покорён окончательно.

Я посвятил этим дамам неделю, но хотел бы – жизнь. Ходил на классы, репетиции, на концерты. Но закончился мой личный фестиваль наособицу: когда все попрощались друг с другом, я не расстался с Большим.

Вечером у меня была «Жизель», где в своей первой афишной роли дебютировала юная актриса, совсем свежая выпускница МГАХ Ангелина Влашинец. Обладательница золотой медали балетного конкурса в Сочи, Ангелина танцевала одну из двух виллис во втором акте.

Знайте: я буду кричать на каждом углу о своей страсти, я не постесняюсь останавливать прохожих на улицах, но я заставлю мир любить эту девочку так, как люблю её я!

Запомните эту дату: 30.XI.08 – рождение звезды должно быть задокументировано.
Прислушайтесь, как в ряду других распускается этот цветок.
Проживите наконец жизнь балетом – и вы не пожалеете ни о чём!

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS