Ровно через год «ЛГ» возвращается к разговору о Ялтинском международном конкурсе-фестивале юмора и эстрадного искусства
...Вас охватывает странное, двойственное чувство. Его природу не сразу сформулируешь. Соединение уверенности, стабильно работающего механизма с тем, что французы называют Deja vu – дежавю, то есть однажды и не раз виденное и повторившееся через время иллюзорно, вплоть до деталей. Идея юмористического и эстрадного конкурса реализована в Ялте в четвёртый раз, и она быстро, практически сразу превратилась в матрицу – по линии организации, набора сюжетов, режиссуры зрелища, но пуще всего – персоналий. Это надо уметь так зафиксироваться!
У них действительно всё продумано здорово и абсолютно логично. Сначала члены жюри предварительно объезжают города нашей великой Родины, а также Украины в поисках молодых талантливых конкурсантов. В 15 городах проведены отборочные туры, и людей, попавших в круг внимания, более тысячи. Из них более ста прибыли в Ялту на финал – соревноваться в разговорном, оригинальном, цирковом, музыкальном жанрах и вокале. Лауреатам (не всем) позволят чуть-чуть – очень коротко! – выйти на сцену концертного зала «Фестивальный», но главное снимут для цикловых программ и покажут по НТВ (в программе «Москва–Ялта: транзит») и нескольким каналам на Украине (там рейтинг выпусков огромен). Безвестные пока артисты выйдут к широкому зрителю, и это большое дело фестиваля – он открывает имена. Команда, делающая это, работает самоотверженно: три президента – Владимир Данилец, Владимир Моисеенко и Михаил Ашумов, генеральный директор Михаил Либерман, их аппарат – режиссёрская группа, координаторы, дизайнеры, техники и пр. Это – предприятие, эффективная и конкурентная структура на юмористическом телевизионном и эстрадном рынке двух стран, выстроенная, скорее, прагматично и в первую очередь по законам корпоративной этики.
Это многое – если не всё! – объясняет и в художественной сути Ялты. В составе жюри, свято сохраняющем одни и те же почтенные имена из 1960–1990-х гг.; в режиссуре вечерних зрелищ, где эти же имена доминируют сверх всякой меры; в соревновательной (утренней) части, где конкурсантов могут оценивать их же собственные педагоги, даже продюсеры и авторы исполняемых сочинений; в офф-программе, когда праздник выплёскивается на улицы, футбольные поля и пикники. Назовём всё это пока здоровым консерватизмом. Поиском точки опоры в мире шоу-бизнеса, где действительно надо выступать солидарно, хорошо сбитой и дружной командой. Так легче опознавать своих и чужих, эффективнее завоёвывать интерес публики тем, кто не может его удержать в одиночку.
Оборотная же сторона такой методологии – в быстром накоплении стандартов и нарастающем ощущении междусобойчика. Здесь все друг друга знают, каждый имеет свою долю внимания и долю в прибыли. И это сказывается на уровне гала-концертов, которые высидеть практически невозможно из-за их непомерной продолжительности – попробуйте вбить в программу каждую звезду с двумя, а то и тремя номерами, попробуйте переждать поток их монологов, прибауток, шуток, чтение с листа стишков и анекдотов. Ужасное испытание. До молодого поколения очередь доходит к часу ночи, и их мало кто видит на ялтинской площадке.
А видеть стоит – тут срез действительности. У них нет ещё статуса звёзд, и они трудно подбираются к собственному успеху. Но, если повезёт, если пройдут университеты выживания на эстраде, они возникнут уже как данность современного искусства. Уровень выступлений конкурсантов в целом высокий, и это предмет законной гордости тех, кто их отобрал сюда. Неожиданной проблемой становится другое: их одинаковость. Словно поточное производство, дающее качественный, но усреднённый продукт. Особенно это было видно по музыкальному состязанию: все стремятся перекричать друг друга, поют надсадной, истеричной интонацией, отвратительным «белым» звуком, все пытаются втесаться в некий международный стандарт и берут иноязычные, в основном английские и французские сочинения. И сразу становятся несамостоятельными и примитивными. Понятие «индивидуальность» тут очень условно, принципиальной разницы нет, и мы не решимся «найти десять отличий» (или пять) между лауреатами. Как в этом случае поступило жюри? А вот как – они наделили лауреатскими званиями аж девять человек! Два первых места – Ольга Никитина (Краснодар) и Юлия Пак (Москва), три вторых – Ирина Розенфельд, Маргарита Двойненко, Ольга Лизгунова (все – Киев) и четыре третьих – Ольга Цибульская (Киев), Наталья Валевская (Хмельницкий), Родион Роус и Кристина Мелян (оба – Москва). Победила дружба.
Иными словами, жюри вокального конкурса оказалось неспособным выработать более строгие критерии и лишь размыло их окончательно. Но ведь судейская коллегия не только баллы ставит, это было бы слишком просто. Через свой выбор она даёт понятие о художественных приоритетах времени. Увы и ах! Опять-таки состав вокального жюри был довольно странен. Там не оказалось ни одного композитора, ни одного музыковеда или музыкального критика. Даже если считать педагогами по вокалу двух певиц – Валентину Легкоступову и Татьяну Петрову, а третьим (или первым) – председателя жюри Иосифа Кобзона, все они представили одну, так сказать, педагогическую школу – московскую, а ещё точнее, Гнесинскую академию. Ни одного человека из
Питера и т.д. А кто же тогда был? Как кто – эстрадные драматурги, пародисты, куплетисты, поэты, продюсеры телевизионные и концертные. Всё те же милые люди, давно знакомые, которых Ялта ещё больше сблизила. Каждый из них сам по себе достойный профессионал своего дела. Но это не подход! Так не сформировать проблемно-критический взгляд, не поставить перед конкурсантами более широкую и ответственную задачу на будущее.
Примерно с таких же позиций жюри распорядилось в номинации «музыкальный жанр», где, правда, понятие «творческая индивидуальность» проявилось куда ярче, чем у вокалистов, но момент уравниловки тоже был налицо. Во главе листа победителей два сильных инструменталиста, разделивших первое место, – барабанщик Юсиф Маилов (Баку) и балалаечник Дмитрий Калинин (Саратов), прибегший, к сожалению, к ужасной образной детали: он изображал пьяного балалаечника и выходил на сцену со стаканом водки, выпивал её по ходу выступления, и от этого якобы разгоралось его вдохновение. Странно, но жюри стерпело подобный выпад против музыки. Да, такое возможно в эстрадной среде, их не коробит, выражаясь современным языком, им «по барабану». Три вторых места – великолепный, полный жизненного восторга и радости музицирования дуэт гармонистов «Мастер-класс» (Вологда) и оригинальное шоу барабанов «Чувство ритма» (Екатеринбург) уравняли с очень чистеньким, гламурным квартетом «Ятор-шоу» (Москва) (видимо, жест уважения члену жюри Игорю Ятору, начальнику концертного отдела ГЦКЗ «Россия»). И три третьи премии – инструментальное трио «Балагур band» (Красноярск), саксофонист Тимур Абитов (Сочи) и гитарный ансамбль «Резонанс» (Тольятти).
Вопросы судейства, повторим, всегда острые и в спорте, и в искусстве, интересуют нас не с точки зрения совпадений и адекватности, но, скорее, как инструмент поддержки плодотворного пути, как позиция, указывающая на этот путь. Когда мы видим в лидерах по цирковой номинации акробатическую группу «Куклы» (Харцызск, Украина), мы всей душой приветствуем это решение. Они же – обладатели Гран-при. Тут признание действительной сложности программы, выполненной девочками-школьницами без страховки и обладающей неким убедительным образным решением, – они показали гротескных человечков, странных существ, вызванных музыкой Эдварда Грига к драме «Пер Гюнт» (шествие троллей, в пещере горного короля). Но когда мы видим, что на третье место откатился дуэт иллюзионистов из Санкт-Петербурга Лидия Сударушкина и Роман Борщ, – критерии окончательно теряются. Удивительные артисты, показавшие целый магический театр, остроумнейшую стилизованную игру фокусника и его ассистентки, редкое для эстрады драматическое мастерство и, что уж совсем ново, – дар импровизации. Не проходит у этого жюри такое... Проходит милый, не более того, детский цирковой дуэт из Ижевска; обаятельный, не более того, московский жонглёр Владимир Самолётов, выступивший некачественно (оба – второе место). Проходит даже (на третье место) акробатический дуэт Avantis (Москва), тошнотворный образчик безвкусицы и давно надоевших пародий на классический балет (двое мужчин изображают дуэт на тему лебедя Петра Ильича Чайковского), говорящий к тому же о сомнительном вкусе тех, кто это привёл к финалу.
Опять победила дружба и торжествовал лозунг «Ребята, давайте жить весело!». Ну давайте, кто ж против.
Только вот конкурс-фестиваль юмора и эстрадного искусства в Ялте уже слишком многого достиг, чтобы так узко понимать собственную задачу. У фестиваля превосходное взаимопонимание с генеральным спонсором «Российскими железными дорогами» и мэрией города. Ялта становится привлекательной площадкой для эстрадной молодёжи, её ожидания нельзя обманывать нивелированием оценок, размыванием критериев – их бы следовало, наоборот, ужесточать и тем самым резко поднять соревновательный статус акции и соответственно значение в судьбе начинающего артиста. Ялтинская инициатива подошла в своём саморазвитии к той черте, когда требуются решительный пересмотр её внутренних установок, а то и «смена составов» играющих игроков...
, ЯЛТА–МОСКВА
Вслед за портфелем Жванецкого, жилеткой Арканова и трубкой Ширвиндта теперь установлен памятник микрофону Иосифа Кобзона
Традиционный приз «ЛГ» вручён
конкурсантке из Екатеринбурга Елене Гориной
за пародию на Ренату Литвинову