Медленной, но верной чередой идут по стране отставки первых лиц субъектов Федерации. Более того, ходят упорные слухи, отчасти подтверждаемые центральными СМИ, о том, что процесс смены глав регионов в ближайшие месяцы активизируется, называются фамилии полутора-двух десятков губернаторов, которые в скором времени могут лишиться своих полномочий... Об основных причинах «ротации региональных элит» в нашем государстве размышляют эксперты «ЛГ».
– Приближаются парламентские и президентские выборы, идёт подготовка к смене главы государства. Поэтому неудивительны стремления, с одной стороны, действующих губернаторов сохранить свои должности (побыстрее добиться переназначения), с другой – наиболее мощных лоббистских группировок, близких к Кремлю, завоевать важнейшие политические ниши в регионах через продвижение «своих людей» на высшие посты в краях, областях и республиках Российской Федерации. Самый яркий пример здесь – Самарская область, где Константин Титов недавно перестал быть губернатором. Сейчас, до начала избирательной кампании, пожалуй, самое подходящее время, чтобы захватить эти региональные плацдармы, усиливая и страхуя тем самым свои позиции на будущее, на период после смены президента. Одновременно проводится пиар-кампания, цель которой – убедить общество, что власть очищается от коррупции, что увольняются именно те губернаторы, которые были замечены в каких-то сомнительных финансовых операциях или связях с сомнительными фигурами. Но пиар есть пиар. Ключевой же фактор здесь – отношения губернаторов с президентским окружением и соответственно наличие и отсутствие необходимости у людей, близких к президенту, в своих интересах менять глав регионов. Тема замены губернаторов ныне на слуху, об этом говорят все. Поэтому многие «заинтересованные лица» пытаются этой ситуацией воспользоваться с максимальной для себя выгодой. Разумеется, никакого «чёрного списка» губернаторов, утверждённого в Кремле, не существует, просто ангажированные структуры вбрасывают в информационное пространство списки тех, кто кому-то неудобен и неугоден. Публикации «списков» – не что иное, как попытки ослабить позиции и подорвать репутации «неудобных и неугодных». Оценки слабости или силы того или иного губернатора, данные в нашей прессе, зачастую необъективны, не отражают истинного уровня популярности, степени влияния на ситуацию в отдельно взятом регионе. То, что на эту тему в последнее время появляется в наших газетах, как правило, содержит явные признаки информационных провокаций, подготовленных влиятельными людьми и структурами. Короче говоря, если есть желание разобраться в причинах отставок региональных лидеров, надо «смотреть, кому выгодно», искать заказчиков.
, публицист, телеведущий, главный редактор журнала «Профиль»:
– Смена губернаторов – нормальная тенденция. Не для того создавалась в стране исполнительная вертикаль, чтобы ею не пользоваться. Губернаторы перестают быть политическими деятелями и становятся фигурами административно-хозяйственными. От них требуются такие профессиональные качества, которые позволяют решать задачи, поставленные президентом. Он создал эту политическую систему, и ему виднее, кто из глав регионов ей соответствует, а кто нет. Кремль требует от губернаторов большей эффективности и надёжности. Особенно – перед выборами в Госдуму. И это тоже нормально, свидетельствует о том, что высшая власть к этим выборам далеко не безразлична.
, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам глобализма и национальной стратегии:
– Мы становимся свидетелями завершения некой эпохи в развитии отечественной партийно-политической системы и российской государственности. Эта эпоха начиналась с протогосударственности России, с угрозы распада страны, фактической конфедерализации. В прежних условиях на местах, в регионах в качестве руководителей были очень важны и нужны авторитетные, влиятельные политики, которые должны были сохранить стабильность и целостность государства. Федеральный центр шёл навстречу региональным лидерам – губернаторам, президентам автономных республик, раз за разом переизбиравшимся на новые сроки полномочий. По мере восстановления властной вертикали, управляемости страной, укрепления роли государственных институтов значимость личностного фактора во взаимоотношениях этих президентов и губернаторов с Центром стала меньше, нежели в 90-е годы прошлого столетия и в самом начале века нынешнего. Поэтому сейчас новые законы позволяют главе государства варьировать с назначением руководителей субъектов Федерации, обеспечивая ротацию кадров (в том числе по горизонтали, перемещая руководящие кадры из одних областей в другие), с одной стороны, а с другой – предоставляя обществу и политической элите возможность почувствовать себя частью огромной страны, а не отдельного региона. В условиях стабильности и предсказуемости место личностного фактора занимает деятельность институтов государства и общества. Вот почему некоторые губернаторы, которые ещё долго могли бы находиться на своих местах, уступают их новым людям. Совсем недавно, передав полномочия Артякову, ушёл Титов, «долгожитель», ветеран губернаторского корпуса. Не исключено, что по вышеуказанным соображениям, а также по причине преклонного возраста будут заменены губернаторы в Свердловской и Орловской областях, в некоторых других регионах, коими их руководители управляют, можно сказать, десятилетиями. Кадровые обновления нужно проводить, чтобы избежать застоев. Тем более что, повторюсь, критической необходимости для государства в каких-то ярких, сильных политических лидерах на региональном уровне в настоящее время нет. Или почти нет…