Сам виноват – преувеличенные ожидания рождают жестокое разочарование. Нет, виноват не я, а создатели сериала «Смерть шпионам» (кинокомпания STAR MEDIA), который был показан два года назад, так же, как и его нынешнее «продолжение», летом, не в сезон, без особенной рекламы, но тот – с несомненным зрительским успехом. Виноваты режиссёр Сергей Лялин, автор сценария Марк Гресь, а также актёры Никита Тюнин (когда-то интересно дебютировавший в «Стране глухих»), его более или менее знаменитые коллеги Валерий Золотухин, Алексей Серебряков, Александр Пашутин, Александр Яценко, Александр Ефимов, Максим Коновалов и многие другие, участвовавшие в создании этого, на мой взгляд, образцово-показательного военно-патриотического сериала. Да, там было многовато мистики, но в финале всё лихо и таинственно закрученное вполне реалистически раскручивалось… Там было самое главное. Человеческая атмосфера, люди войны, которых создатели фильма любят. Они – самые разные: старые, молодые, смешные, глупые, трусливые, смелые, умные, наивные – словом, обыкновенные, нашенские люди, которых я, так же как и создатели сериала, ощутил родными. Не уроды, сволочи и диверсанты, которыми нас неустанно кормят создатели сериального мыла. Страшно не хотелось, чтобы кто-то из них оказался вражеским агентом… И главный герой там был совсем не похож на нынешних телегероев. Русский офицер, право слово. Храбрый, умный, настоящий, с обаянием, напомнившим солдат золотого периода советского кинематографа.
И вот продолжение – «Смерть шпионам. Крым». Производящая компания та же, автор сценария тот же, продюсеры Юрий Минзянов, Владислав Ряшин те же, впечатление абсолютно противоположное. Такое, что лучше бы этот сериал не показывали вовсе. Как будто в STAR MEDIA пробрались вражеские агенты, которые поставили себе целью испохабить сердечное впечатление от первого сериала. Почему так получилось? Другие режиссёры вместо талантливого Сергея Лялина – Анна Гресь и Марк Гресь (семейный подряд?). Никита Тюнин от продолжения так успешно начатого исполнения главной роли тоже отказался. По некоторым сведениям, его отговорила старшая сестра, талантливая актриса Театра Петра Фоменко Галина Тюнина, вовремя прочитавшая сценарий. Правильно сделала, если это так.
Что насторожило с самого начала просмотра?
Атмосфера. В отличие от первого «СМЕРШа» она здесь гнетущая, как будто нет предощущения близкой победы, как будто мы вот-вот потерпим поражение. Действие происходит в унылых, мрачных, грязных интерьерах, а если на натуре, то ночью или под проливным дождём. Количество мистики такое, как будто создатели заражены теми же заболеваниями, что и герои сериала. Хичкок какой-то.
Герои. В отличие от первого сериала они элементарно не вызывают сочувствия. Не обаятельны. Алкоголики, наркоманы, воры, психи, которые то и дело норовят повеситься. Как с такими можно было выиграть войну? Тут нет проблем с кандидатами на предательство – подозреваешь сразу всех. Актёры в сериале заняты хорошие (Альберт Филозов, Виктор Перевалов, Максим Дрозд, Дмитрий Персин, Алексей Шевченков…), но они поставлены в такие предлагаемые обстоятельства, что беспокоишься за их здоровье (в первую очередь психическое). Сцена драки героя Владимира Гостюхина с Героем Советского Союза (Артур Ваха) в присутствии подчинённых отвратительна своей кровавой нелепостью. Странно смотрится здесь звезда «Большой разницы» Александр Олешко – непонятно, он играет триллер или пародирует жанр? Генерал (Валерий Афанасьев) то ли от природы туповат, то ли, прочитав сценарий, актёр так и не разобрался в хитросплетениях интриги. А она… о, головокружительна, потрясает своей удалённостью от каких-либо реалий 44-го года, концы с концами перманентно не сходятся, в какой-то момент начинаешь подозревать создателей в том, что они намеренно издеваются над зрителями и историей подготовки Ялтинской конференции. Не исключаю, что глубоко законспирированные агенты Бандеры одурманили продюсеров киевской кинокомпании неизвестными газами и принудили представить советских солдат неизлечимо больными идиотами. Почему-то при просмотре часто вспоминалось название пародии в «Большой разнице» на фильм «Плесень» – «Хрень».
Главный герой. В отличие от первого сериала он в исполнении Дениса Никифорова (молодой актёр прославился фильмами «Бой с тенью» и «Бой с тенью-2: Реванш») вызывал стойкое недоверие. Вроде хорош, но его в предательстве я стал почему-то подозревать первым. Слишком лукав и самодоволен этот герой-одиночка, эдакий современный хитрован, от которого всего можно ожидать, и, когда в финале он не оказался оберштурмбаннфюрером, я был искренно разочарован.
Сериал был показан в дни, когда отмечалось 68-летие начала Великой Отечественной войны. Грустно и противно оттого, что таким образом Первый канал откликнулся на эту скорбную дату. Впрочем, после длительного навязывания разнообразных «Диверсантов» и «Сволочей» первый сериал «Смерть шпионам» смотрелся инородцем, а второй вполне на месте. Рядом с «Плесенью» и «Хренью».