Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 июня 2021 г.
Литература

Смерть как стимул к жизни

Несколько вопросов автору «Скоропостижки»

29 июня 2021

Новая книга Ольги Фатеевой – первая российская книга о работе судмедэксперта, написанная врачом-женщиной. Те, кто прочёл «Скоропостижку», делятся впечатлениями: «Стивен Кинг отдыхает». Истории «из медицинской практики» описаны с кровавыми подробностями – и вместе с тем книга не оставляет впечатления чернухи. Это весьма качественный нон-фикшен, написанный человеком с хорошим слогом (в биографии Ольги Фатеевой есть учёба на филфаке) и позитивным мировоззрением.

– Ольга, много ли женщин работает в вашей сфере? Как возникла идея написать книгу и будете ли писать ещё?

– Сейчас среди моих коллег очень много женщин, больше половины. Здесь предпочту пофантазировать и связать это с какими-нибудь мистическими причинами – антропоморфный образ смерти в нашей культуре женского пола, старуха с косой, а в современной западной культуре смерть имеет чёткую мужскую принадлежность. Если судить по сериалам, женщин в нашей профессии сейчас хватает везде. За идею написать книгу благодарю редактора издательства «Бомбора» Татьяну Гальцеву, которая предложила попробовать. Сейчас я регулярно пишу в свой блог на «Фейсбуке», он у меня маленький, но очень активный. Точно хочу написать ещё книгу, и даже не одну: и нон-фикшен, и художественную.

– Приходилось ли вам читать подобные книги, написанные вашими коллегами из других стран? Какие отличия в работе судебных медиков за рубежом от российской практики?

– Я стараюсь следить за книгами, близкими по тематике, выходящими и за рубежом, и у нас. Отличий много: работа организована иначе, в каких-то странах вообще нет разделения, как у нас, на судебно-медицинских экспертов и патологоанатомов с разными задачами и разными сферами работы. Где-то не все тела умерших и погибших исследуются, и это, пожалуй, основное отличие – объём работы.

skoropostizhka150x225.jpg
Ольга Фатеева. Скоропостижка. Судебно-медицинские опыты, вскрытия, расследования и прочие истории о том, что происходит с нами после смерти. – М.: Эксмо, 2020. – 224 с. – 2000 экз.

– Книга предельно откровенна – не говоря уже о теме, вы не щадите читателя, рассказывая и показывая самые кошмарные подробности работы. А есть ли книги/авторы/фильмы, которые способны напугать вас?

– Я не стремилась напугать читателя намеренно, это не триллер. При этом не пыталась что-то скрыть или приукрасить, заретушировать – тогда вообще не стоило начинать. Я хотела рассказать, как бывает, но сделать это таким тоном, чтобы все страсти и ужасы прозвучали жизнеутверждающе. Я старалась, чтобы смерть была стимулом к жизни. Хотела передать отношение к смерти не только как к тайне, но и как к чему-то естественному и будничному. И точно избежать жареных сенсаций и разоблачений. Что же до того, что способно меня напугать. Я боюсь книг и фильмов, где кровь и ужасы остаются за кадром, где показывают будничное психологическое и физическое насилие ради забавы, когда ты чувствуешь себя абсолютно не защищённым ни экраном, ни обложкой, знаешь, что то же самое может произойти прямо сейчас у тебя дома. Самый яркий пример – фильм Михаэля Ханеке «Забавные игры» 1997 года.

– Сейчас в России настоящий бум медицинской литературы. Книги, написанные врачами, разлетаются как горячие пирожки. Как вы относитесь к этой тенденции?

– Как говорит героиня советского фильма, «я смотрю на это положительно». Читателям дают возможность приобщиться к тайне жизни и смерти, побывать на призрачной границе, куда медики приходят каждый день, а потом вернуться из запретного пограничья, чтобы восхититься промозглым ноябрём и серым небом. Для авторов это способ превратить неизбежные в работе истории с плохим концом в светлую грусть и душеспасительную ностальгию. Среди авторов-медиков я чувствую себя немного самозванкой – я не оперирую, не провожу реанимационные мероприятия, не присутствую при самом процессе умирания и не общаюсь с родными и близкими умерших, не вижу, во что превращаются тела при кремации. Моя часть работы в этой естественной цепочке от жизни к смерти самая спокойная. Как многие авторы «медицинских» книг, убеждена, что замалчивание темы смерти мешает живым и делает страх смерти ещё более невыносимым.

Беседу вёл
Владислав Толстов


Тэги: Владислав Толстов
Обсудить в группе Telegram

Владислав Толстов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Одолеть бармалеево войско

    08.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Утнасун

    08.05.2025
  • Пара строк, записанных в блокнот

    08.05.2025
  • C зонтиком против урагана

    08.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS