Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 24 июня 2020 г.
Искусство Общество Культура Мнение

Смертельный вирус китча

Результат творчества – некое подобие гамбургера для толпы?

24 июня 2020
Мара Даугавиете. Пожар в музее

Проблем, связанных с его жизнью и смертью, у современного изобразительного искусства несколько. Первая, вполне очевидная, это утрата «пластической» специфики, слияние с другими видами искусства, такими как театр или кино (вспомним перформансы, видео-арт и прочее). Но есть и менее очевидная проблема, ушедшая в современном обществе «тотального потребления» и повсеместных «подмен» несколько в тень. Видимо, «подмены» в искусстве перестали настораживать и вызывать отпор. Вот об этой, второй проблеме я и хочу поразмышлять.

В сборнике, посвящённом 100-летию замечательного искусствоведа Нины Дмитриевой (он вышел в издательстве «Букс Март»), мне попалась одна чрезвычайно любопытная статья о китче, изучением которого в современной культуре занималась, как известно, и сама Дмитриева. Петербургский автор Алексей Курбановский выделяет несколько общеизвестных признаков китча, таких как угождение массовому вкусу и ориентация на рынок. Однако, на мой взгляд, наиболее «гибельный» признак в современной, невероятно тяжёлой для подлинного искусства ситуации – это профанация культурных кодов. Искусство становится неким подобием гамбургера, удовлетворяющего голод толпы. При этом профанируются самые его основы.

Автор приводит примеры такой профанации – некоторые работы Михаила Шемякина и Ильи Глазунова, по его мнению, профанирующие и приближающие к «базовым» пристрастиям обывателя, – стили модерн (у Шемякина), поп-арт и академизм (у Глазунова). С произведением позднего академизма кисти Василия Смирнова «Смерть Нерона» (1885, ГРМ) автор соотносит работу Глазунова «Царевич Дмитрий» (1967, Гос. карт. гал. Ильи Глазунова), в которой «скучная драпировка» поменялась на «парчу с инкрустацией». На мой взгляд, и работа Смирнова если не китч, то произведение явно «второй свежести». Глазунов вроде бы поживее и поярче, но, в сущности, и это некий эффектный «муляж», лишённый подлинной глубины и эмоциональной наполненности. Из приведённых автором примеров китча, пожалуй, наиболее впечатляющий связан с именем одного из талантливейших «бубнововалетцев» – Ильёй Машковым. Тот применил сезанновский культурный код – способ изображения, который можно встретить в блистательных «Синих сливах» (1910), в бесстыдно конъюнктурной работе «Привет XVII съезду ВКП(б)» (1934, Волгоград, Музей искусства им. И.И. Машкова), где разнообразные бюсты вождей в прихотливом «натюрмортном» порядке окружены цветами и лозунгом. В годы ожесточённой борьбы с выдуманным «формализмом» – это и был, на мой взгляд, типичнейший формализм. Тут осталась лишь имитация сезанновской формы, а подлинные человеческие эмоции, да и художественный смысл, полностью улетучились.

Для меня примером современного российского китча с оглядкой на «классические» культурные коды стали произведения художницы Люды Реммер. Их можно даже не видеть, но навязчивая реклама в средствах массовой информации говорит сама за себя. Оказывается, её портреты (как произведения «высокой» классики! – В.Ч.) создаются «на века», они «красивы и престижны» (словечко «престижны» уводит нас от разговора об искусстве в сферу рыночных отношений. – В.Ч.), а рама – из «дерева и золота». Вот эта рама меня и добила – конечно же, полная профанация культурных кодов! Взглянула на портреты – миленький такой гламур.

Попав на выставку супругов-живописцев Мары Даугавиете и Георгия Уварова в Галерее на Чистых прудах (на выставке представлена ещё и скульптура, а также керамика членов этого творческого семейства), я поначалу была неприятно поражена. Возле каждой картины висела репродукция какого-нибудь классического шедевра, как бы намекая на «культурный прототип», использованный художником. Сначала даже подумалось, что это, используя базаровское выражение, «для ради важности», мол, приобщены к великим.

Но это оказалось своеобразной, сознательно шокирующей и эпатажной, а для авторов, вероятно, просто забавной формой презентации. Они вовсе не имитировали стили классических произведений и не старались им подражать. Эти произведения самым естественным образом вошли в авторский художественный мир. При этом их репродукции невольно вводили представленные на выставке работы в некий широчайший культурный контекст, соотносили их со всей европейской культурой. Не китчевое профанирование культурного кода классики для придания произведению веса в глазах обывателя, а своеобразная игра на поле открытой для созидания и вполне себе живой культуры, в окружении классических архетипов и образов.

Есть ещё такие чудаки, для которых горящий ночной музей с сотрудниками, выносящими из него шедевры (картина Мары Даугавиете «Пожар в музее», 1996), – чуть ли не апокалиптическая катастрофа, утрата гуманистических достижений и наработанных культурных кодов, иными словами – возвращение к дикости. На память приходит недавний пожар в соборе Парижской Богоматери, потрясший мировое культурное сообщество. Замечу, что «возвращение к дикости» – постоянный авторский мотив («Погром», 1988; «Торгующие», 2000).

Возле холста той же Мары «Венера и облако» (1980) висит репродукция несравненной «Спящей Венеры» Джорджоне. Что это значит? В данном случае, как я понимаю, речь идёт не о простом использовании джорджониевского мотива лежащей обнажённой женщины, который потом тысячи раз использовался вплоть до «Олимпии» Эдуарда Мане (1863). Но Мане обывателя эпатировал, всячески снижая и осовременивая мотив женской наготы. Вводил вместо богини любви её современную «жрицу». А тут автор идёт прямо к образу Джорджоне – с его поэтической высотой и космичностью. Парадокс в том, что возникший образ невероятно исповедален. Узнаются чуть шаржированные черты самой художницы, которая пишет женскую фигуру в более «энергичной» манере, скорее Северного Возрождения, к которому она вообще больше тяготеет. Энергично закинута за голову рука, резко приподнято согнутое колено. Но белое клубящееся облако на нежно-зеленоватом небе возвращает нас к природе и космосу, столь важному для шедевра Джорджоне.

Георгий Уваров в своих культурных пристрастиях более разнообразен и, пожалуй, более экстатичен.

Его «Старик» (1990) соотнесён со знаменитым «Стариком» Ван Гога, сидящим на стуле и опустившим голову на руки. Но у Ван Гога мотив отчаяния передан парадоксальным сопоставлением «геометризма» чистенького комнатного интерьера и безнадёжности позы старика. У нашего автора возникает некий всеобщий пароксизм отчаяния, распространившийся и на беспокойный сине-зелёный «парной» воздух, и на сбившуюся лежанку, даже на зеленоватую шайку с водой, в которую полуголый старик опустил ноги. Красноватые отблески на его лице и теле, а также на всём «клубящемся» пространстве картины создают ощущение адской беспросветности.

К замечательному уваровскому портрету искусствоведа Юрия Герчука с дочерью (1990) приложены сразу две репродукции советских классиков времён того же Ильи Машкова: «Портрет художницы Бебутовой» Павла Кузнецова (1922) и «Моя семья» Мартироса Сарьяна (1929) – обе из Третьяковки. Здесь же на табличке написано, что автор в детстве, посетив Третьяковку, был потрясён работами Кузнецова и Сарьяна, причём мы с удивлением узнаём, что совсем не теми, которые он вывесил на репродукциях сейчас. Потому что дело не в копировании стиля определённой картины, и даже не в общем с классикой мотиве, а в некоем едином ощущении музыки и контрастов цвета, в кружении ритма, в восточной «глазастости» лиц и невероятной живописной свободе, характерной как для Уварова, так и для эталонных для него произведений российского искусства прошлых лет.

Оба мастера дают пример подлинного диалога с высокой европейской и отечественной классикой. При этом они остаются остросовременными и ни на кого не похожими…

А что же китч?

Для Алексея Курбановского, с которого я начала свою статью, китч – это фрейдовское «влечение к смерти». В самом деле, ведь он гасит все живые человеческие порывы, искажённо и «гастрономически» приземлённо истолковывает художественный первоисточник. Тем более зловещим выглядит завершение статьи: «Для всего потребно время: в том числе для смерти искусства и замещения его китчем (а может, наоборот?)». Вот это робкое, поставленное в скобки со знаком вопроса «наоборот» меня необычайно порадовало. Я тут же вспомнила, что Фрейд писал и о другом глубинном влечении человеческой природы: стремлении не только к смерти – Танатосу, но и к Эросу, иными словами, к любви и жизни. Очень хочется верить, что «живое» искусство всё-таки одолеет «смертельный вирус» китча.

Вера Чайковская

 

Тэги: Вера Чайковская
Обсудить в группе Telegram

Вера Чайковская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS