К 70-летию печально известного Мюнхенского сговора 1938 года Служба внешней разведки РФ рассекретила архивные материалы по этой теме.
Эти рассекреченные архивы появились как нельзя кстати. И дело даже не в очередной годовщине тех трагических событий, а в невольно возникающих аналогиях с днём сегодняшним. Семидесятилетняя годовщина Мюнхенского сговора 38-го года ещё раз всем должна напомнить опасность применения двойных стандартов. Особенно когда речь идёт о международной безопасности.
Новые документы дополняют известные исторические события существенными подробностями. Например, доказывающими, какое беспрецедентное давление Великобритания и Франция оказывали на Чехословакию, требуя отторжения части её территории в пользу Германии. Именно тогда, по сути дела, и были уничтожены сложившиеся элементы системы коллективного противодействия агрессору. Причём – за спиной СССР.
Кроме того, документы советской разведки 1938 года раскрывают детали переписки европейских посольств со своими внешнеполитическими ведомствами. Фактическими соучастниками Мюнхенского сговора и раздела Чехословакии явились Польша и Венгрия, оккупировавшие соответственно Тешинскую область и Закарпатскую Украину. Кстати, британский посол в Варшаве телеграммой в Форин офис заранее предупреждал, что в случае вторжения Германии в Чехословакию польское руководство пойдёт на захват Тешинской области.
После подписания Мюнхенского соглашения геополитическая ситуация в Европе стала предметом повышенного внимания во многих столицах. Уже в ноябре 1938 года диппредставительства ряда стран сообщали в свои ведомства, что Англия и Франция не будут препятствовать германской экспансии на Восток, докладывала советская разведка. В её донесениях чётко прослеживается, например, позиция Великобритании, пытавшейся втянуть Германию и СССР в активные военные действия…
Именно Мюнхенское соглашение в итоге и привело к разрушению системы коллективной безопасности в Европе и началу Второй мировой войны, считает доктор исторических наук, заведующий центром Института всеобщей истории РАН Михаил Мягков.
«На Нюрнбергском процессе людям открылась страшная картина череды преступлений нацистского режима. Но прошли десятилетия, и сегодня некоторые из историков пытаются сделать Советский Союз – ни больше ни меньше – соучастником гитлеровских преступлений, причастным к развязыванию Второй мировой войны. Утверждают о равной ответственности Берлина и Москвы за эскалацию предвоенного кризиса и непричастности к нему западных стран. Стало модно также говорить и об имперских амбициях СССР в 1930-е годы, о его агрессивных планах коммунистической экспансии в Европе. Западные страны, в свою очередь, представляются в виде благородных рыцарей в белых одеждах, стремившихся предотвратить пожар войны, но обманутые как Гитлером, так и Сталиным. Однако факты говорят о несколько иной картине, – заявил он «ЛГ». – Респектабельные лидеры западных демократий, воспитанные на традициях гуманизма и справедливости, с невероятной настойчивостью и последовательностью пытались натравить Германию на Советский Союз…»
По рассекреченным документам отчётливо видно, что во Франции и Англии хорошо понимали, что их позиция загоняет СССР в тупик и Москва будет вынуждена договариваться с немцами. В результате Союз подписал договор о ненападении с Германией, тем самым отодвинув свою границу на Запад и получив некоторое время для подготовки к отражению агрессии. Это позволило Москве выиграть около двух лет для укрепления обороны страны…
Сегодня главная задача исследователей, резюмирует историк, «на основе новых архивных свидетельств показать, как мир подошёл к роковой черте, назвать всех виновников развязывания глобального конфликта и те силы, которые способствовали эскалации агрессии. «И это не просто научная проблема. Цена правильного ответа и в том – сможет ли человечество в наступившем XXI веке учесть горький опыт не столь отдалённого прошлого и извлечь из него уроки», – уверен Михаил Мягков.
Кстати, Чемберлен, вернувшись из Мюнхена в Лондон, радостно заявил в аэропорту, размахивая текстом соглашения: «Я принёс мир нашему времени». На что Черчилль заметил: «Нет никаких оснований надеяться, что этим всё закончится. Это лишь начало расплаты. Это только первый глоток из горькой чаши, которая будет предложена нам со дня на день…» Есть ли сегодня на Западе такие же трезвомыслящие политики?