Ситуацию вокруг нашей лунной экспедиции комментирует лётчик-космонавт, Герой России Фёдор Юрчихин.
– О том, что именно случилось с «Луной-25», надеюсь, исчерпывающе объяснит межведомственная комиссия. Поступали сообщения, что был неправильно отработан импульс, который должен был вывести аппарат на предпосадочную траекторию. В результате «перебора» импульса аппарат и столкнулся с поверхностью Луны. Надеюсь, Роскосмос проинформирует нас о причинах, приведших к катастрофе, – была ли это ошибка в расчётах установок, «сырое» программное обеспечение, спешка в погоне за приоритетом или что-то другое.
И в СССР случались неудачи, ведь всё делалось впервые. Так, в 1959 году «Луна-1» пролетела мимо Луны. Зато «Луна-2» попала на Луну и выполнила задачу, а «Луна-3» сфотографировала обратную сторону Луны. Были аварии ракет на старте, была «Луна-15», погибшая при прилунении, была «Луна-23», опрокинувшаяся при посадке. Но мы учились и шли вперёд. Напомню, что СССР, США и Китай – единственные страны, аппараты которых совершили мягкую посадку на Луну. Увы, Россия вряд ли скоро попадёт в этот список. И сейчас невозможно спрогнозировать, когда будет реализован следующий шаг.
В проекте «Луна-25» использовались советские наработки и те технологии, которые есть сегодня. Но за полвека наука ушла вперёд, что должно найти отражение в новых проектах. Надо изучить Луну, сделать её картографию, выбрать подходящий район для посадки, нужна современная навигация. Посмотрите, «пятно посадки» «Луны-25» – это называется «сесть куда-нибудь». Это километры, если не десятки километров. По данным NASA, «Персеверанс» сел в полутора километрах от запланированной точки. На Марсе! Японцы совершили посадку на астероиде и вернули аппарат на Землю. Китайцы посадили аппарат на обратной стороне Луны. Для этого нужны и высочайшие технологии, и совсем другой уровень расчётов и навигации.
В 2008 году приняли федеральную программу развития космонавтики на 2010–2020 годы, где были проекты полётов на Луну. В апреле 2013 года программу «Луна-Глоб» поменяли на программу «Луна-25», первый пуск которой должен был состояться ещё в 2015 году. Чиновники докладывали об успехах, показывали красивые картинки, по существу, переписывая одно и то же, меняя только даты. Наконец объявили: главная задача – отработка мягкой посадки на Луну. И продолжили дальше откладывать проект для большей надёжности. Мой отец говорил в таких случаях: или занимайся делом, или вообще не берись.
Всю жизнь я отдал изучению космического пространства и очень ждал этого старта, надеялся на успех. Для меня неудача «Луны-25» – катастрофа, вызванная разрывом связи поколений специалистов автоматических полётов, неверной политикой в космической сфере.
Сегодня нам предстоит понять, где и на каком этапе мы ошиблись, проанализировать причины неудач и идти вперёд, поставив перед собой чёткие цели. Но пока космической программой управляет огромный чиновничий аппарат и любое решение проходит долгие бюрократические процедуры, успехов не будет. Случившееся с «Луной-25» – катастрофа системы, для которой важен не результат, а процесс. Итог «процесса»: в 2023 году «Луна-25» выполнила задачу «Луны-2» 1959 года – попала в Луну, а не НА Луну. Не маловато за 64 года?
Недавно у нас учредили новую награду – орден Гагарина. Юрий Алексеевич там смотрит вниз, а на гермошлеме у него нет надписи «СССР». И это символично – мы забываем колоссальный космический опыт Советского Союза, смотрим не на звёзды, а себе под ноги, стыдливо опуская взгляд. Может, оттого и топчемся на месте?
Давайте опять научимся смотреть на звёзды.