Дискуссию о реформе образования ведут читатели
*** Ну кто сказал, что литература становится второстепенным предметом («Умом Фурсенко не понять», «ЛГ», № 2)? Что её теперь можно не изучать? И кто решил, что без обязательного экзамена она непременно будет вытеснена на школьные задворки? Это же как надо литературу не уважать, чтобы предположить, что сей предмет можно успешно изучать только при наличии дубины в лице обязательного экзамена!
Почему никто не обсуждает содержание и методы литературного образования? Не пишет о том, что существующие уроки литературоведения, препарирующие живое произведение как лягушку, детям не интересны.
Ну сколько можно об одном и том же!
*** Столько, сколько нужно, чтобы Фурсенко отправили в отставку вместе с его ЕГЭ!
Без сочинительства (умения на бумаге излагать свои мысли), критического анализа, без знания языка не может быть предмета литература.
ЕГЭ замечателен только на выпускных экзаменах курсов автолюбителей (откуда он и пришёл). Хороших учителей, как и вообще хорошего, очень мало. Программы, методики должны быть рассчитаны на удовлетворительных учителей, чтобы они если и не воспитали любовь к предмету, то хотя бы не навредили.
*** А я не вижу ничего крамольного в освоении детьми делового стиля, умения составлять заявления. Уж лучше казённое «покорнейше прошу», чем «искреннее» соседско-семейное сочинение.
Разумеется, обогащение словаря происходит в первую очередь на уроках литературы. Но упражняться в письменной речи дети имеют возможность и на форумах. Электронную почту и эсэмэски тоже не надо сбрасывать со счетов.
*** Сейчас чаще всего, увы, дети видят на уроках попытку заставить не понимать классическую литературу, а преклоняться перед её авторами и перед… учителем. А у него – огромное самомнение и высокомерие по отношению к «непосвящённым».
А по поводу основ православной культуры… Если речь идёт о собственно «религиозной части» православия, то мне представляется более верным введение предмета «Религиоведение» со сведениями по истории и философии всех мировых религий. Тогда не будет разговора о том, «зачем это детям другой религии или атеистам»… Для того, чтобы православных одноклассников и учителей понимать!
А если мы говорим о «культурологической части», логичнее этому отводить время на уроках литературы и истории и/или ввести курс, например, «История русской культуры» в целом, неотъемлемой частью которой и является православная культура.
Изучение мировой художественной культуры чаще сводится к разглядыванию «картинок» и записыванию искусствоведческих терминов. К этому предмету порой и родители, и учителя относятся как к «излишнему украшательству программы». У учителей подтекст – «киньте этот час на литературу или математику», а у родителей – «киньте на английский, право и компьютер, это поможет деньги зарабатывать».
*** По-моему, в школах необходимо как можно скорее вводить предмет, знакомящий детей «понаехавших тут» с обычаями основной (пока что!) массы населения – русских. Иначе получится то же, что в Западной Европе: выросло целое поколение, не знающее и не желающее знать культуру коренных жителей. Конечно, и русским неплохо бы изучать обычаи своих новых соседей…
*** Время «лихих реформ» знаменито тем, что русских классиков в кино и на телевидении полностью вытеснили жертвы сталинских репрессий. Если российский телезритель имеет альтернативные источники информации, то зарубежный смотрит то, что дают, и в соответствии с увиденным формирует своё представление о России. А какое оно, это представление, можно было хорошо понять во время грузинско-осетинской войны.
У России есть всемирно известные бренды – вся русская классика, но правительство финансирует «сталинские страшилки и халтуру вроде «Стиляг». Россия уже воспринимается за рубежом как страна ГУЛАГа, а не страна Толстого, Чехова, Репина и Чайковского.
*** Последствия ЕГЭ хорошо описаны в статье доктора физико-математических наук Виктора Доценко, опубликованной в журнале «Наука и жизнь». Он несколько лет преподавал физику и математику в Парижском университете имени Пьера и Марии Кюри.
«Во Франции уже давно введён и действует Единый государственный экзамен (ЕГЭ), только называется он у них БАК (от слова «бакалавр»). Мотивация введения французского БАКа была примерно та же, что и нашего ЕГЭ: чтобы поставить всех учеников в равные условия, чтобы свести на нет коррупцию на почве образования, чтобы унифицировать требования к выпускникам, ну и так далее. Короче, чтобы всё было и по-честному, и по справедливости.
И тем не менее могу сообщить тем, кто ещё не знает, что «хотели, как лучше, а получилось, как всегда» бывает не только в России.
Так вот, в этом учебном году я обнаружил, что среди пятидесяти моих учеников-первокурсников… восемь человек считают, что три шестых (3/6) равно одной трети (1/3). Подчеркну: это молодые люди, которые только что сдали «научный БАК», то есть тот, в котором приоритет отдаётся математике и физике. Все эксперты, которым я это рассказывал… ищут (ошибочное) математическое рассуждение, которое может привести к подобному результату. На самом деле всё намного проще: им это сообщили в школе, а они, как прилежные ученики (а в университет попадают только прилежные ученики!), запомнили. Вот и всё. Я их переучил: на очередном занятии… сообщил, что 3/6 равно 1/2. Реакция была такая: «Да? Хорошо…» Если бы я им сообщил, что это равно 1/10, реакция была бы точно такой же.
Подумайте сами, как объяснить ребёнку, что такое деление: небось станете распределять поровну шесть яблочек среди троих мальчиков? Так вот, во французской школе операция деления вводится в виде формального алгоритма деления… Несчастным ученикам предъявляются шарады в виде уже выполненного деления в столбик, в котором некоторые цифры опущены, и эти отсутствующие цифры требуется найти. Естественно, после всего этого, что бы тебе ни сказали про 3/6, согласишься на что угодно.
Довольно долго я никак не мог понять, как с подобным уровнем знаний все эти молодые люди сумели сдать БАК, задачи в котором, как правило, составлены на вполне приличном уровне… Теперь я знаю ответ на этот вопрос. Дело в том, что практически все задачи, предлагаемые на БАКе, можно решить с помощью хорошего калькулятора… При этом пользоваться калькулятором при сдаче БАКа официально разрешено. А уж что-что, а быстро и в правильном порядке нажимать на кнопочки современные молодые люди учатся очень лихо. Одна беда – нет-нет да и ошибёшься, в спешке не ту кнопочку нажмёшь, и тогда получается конфуз. К примеру, один мой студент что-то там не так нажал, и у него получился радиус планеты Земля равным 10 миллиметрам. А, к несчастью, в школе его не научили (или он просто не запомнил), какого размера наша планета, поэтому полученные им 10 миллиметров его совершенно не смутили.
И вот каждый год я как последний зануда пытаюсь… рассказывать, что откуда берётся, какое отношение всё это имеет к миру, в котором мы живём, тужусь изо всех сил рассказывать так, чтобы было интересно, а они смотрят на меня, как на придурка, и терпеливо ждут, когда же я наконец угомонюсь и сообщу им, что, собственно, нужно заучить на память.
Исполнить указанные, чётко сформулированные преподавателем манипуляции – пожалуйста, что-нибудь выучить, запомнить – сколько угодно. А вот думать – никак. Эта функция организма у них, увы, атрофирована полностью.
Как же такое может быть? Ведь Франция – высокоразвитая культурная страна, в которой полным-полно умных образованных людей. И вообще при чём тут Единый государственный экзамен?
Во-первых, нужно иметь в виду, что вся эта катастрофа в образовании началась не так уж давно, и когда говорят про умных и образованных людей, то это в действительности очень тонкий слой общества… И подпитки в этот слой сейчас просто не происходит (точнее, она происходит за счёт китайцев и прочих там русских). Во-вторых, существует и совершенно другая точка зрения на происходящее. Этот крайне циничный взгляд на современное общество как-то растолковал мне один мой коллега по университету. Он… считает, что… современному развитому обществу нужны только хорошие исполнители. Творческие, думающие люди, конечно, тоже требуются, но буквально единицы.
Теперь, надеюсь, понятно, при чём тут Единый государственный экзамен? Когда люди, вместо того чтобы думать самим и учить думать своих детей, пытаются всё на свете сводить к алгоритмам и тупым тестам, наступает всеобщее отупение. Впрочем, что тут первично, а что вторично, не знаю: вполне возможно, что все эти БАКи, ЕГЭ и прочие тесты не более чем следствие (а вовсе не причина) всеобщего, скажем так, «радикального упрощения мышления» в развитом обществе… По мне так уж лучше пусть будет коррупция, чем кристально честное общество исполнительных роботов-идиотов. Хотя, впрочем, у меня есть сильные подозрения, что в этом смысле России ничего особенно серьёзного не грозит. У нас сплошь и рядом вязнут и дохнут не только благие начинания, но, к счастью, и идиотские».
*** Браво, профессор!
*** Да, лучше и не сказать! Кстати, разговор о том, что нам не нужны таланты, а нужны хорошие исполнители, и вёл Фурсенко перед молодёжью в лагере на озере Селигер.
*** «Умом Фурсенко не понять»! Да его-то все давно поняли. Умом не понять руководителей правительства, которые любят министров, против которых настроено почти всё общество.
*** Тут можно только гадать:
– Своих не бросают?
– Есть закулисные обязательства?
– Другие ещё хуже?
– Из этих надеются получить что-то путное?
– Или именно такие люди с таким решением именно этих задач в реальности и нужны нашему руководству?
На прошлой неделе, сообщили СМИ, группа родителей подготовила иск в Верховный суд, требуя отменить приказ Минобрнауки о проведении ЕГЭ. По мнению родителей, экзамен должен проходить по контрольно-измерительным материалам, разработанным в соответствии с новыми стандартами образования. Стандарты же до сих пор не приняты, следовательно, и ЕГЭ в 2009 году вне закона.