Русский треугольник // Роман-газета. – № 12. – 2011. – 80 с. – 4000 экз.
Этот журнал, основанный по инициативе М. Горького в 1927 году, без преувеличения можно назвать легендарным. В советское время тиражи «Роман-газеты» исчислялись миллионами, отдельные экземпляры издания прочитывались десятками людей, книголюбы бережно хранили каждый номер издания. Да и как иначе, когда на страницах журнала были опубликованы «Дело Артамоновых» М. Горького, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Василий Тёркин» А. Твардовского, «На западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка и другие выдающиеся произведения отечественной и зарубежной литературы? Во второй половине ХХ века в журнале публиковались такие авторы, как Александр Солженицын, Виктор Астафьев, Владимир Солоухин, Юрий Бондарев, Василий Белов, Владимир Личутин, Валентин Пикуль, Пётр Проскурин, Валентин Распутин, – всех и не перечислить!
К сожалению, даже столь популярного и авторитетного издания не мог не коснуться его торгашество рынок. Подобно многим «толстым» журналам, «Роман-газета» переживает сейчас далеко не лучшие времена. Однако продолжает регулярно выходить благодаря активной работе главного редактора – замечательного писателя Юрия Вильямовича Козлова. И не просто выходить, но и знакомить читателя с новыми произведениями известных авторов, открывать новые имена, напоминать о забытых.
В романе Галины Кузнецовой-Чапчаховой «Русский треугольник» рассказывается о последнем периоде жизни выдающегося русского прозаика Ивана Сергеевича Шмелёва. Так получилось, что Шмелёв не стал на Родине культовой фигурой, и пишут о нём гораздо меньше, чем о других писателях-эмигрантах первой волны. При имени Шмелёва сразу всплывают названия его произведений: «Лето Господне», «Солнце мёртвых», «Неупиваемая чаша», «Человек из ресторана». Все мы это читали, но много ли знаем о самом Шмелёве? Не сказать что стремительная, но, в общем, успешная литературная карьера, дружба с Горьким и Буниным, затем революция и гибель единственного сына, расстрелянного красными в Крыму, эмиграция, неприкаянность, постоянная нужда. Имея общее представление о жизни этого человека, мы мало знакомы с конкретными фактами, что, несомненно, следует отнести к досадным упущениям.
Кузнецова-Чапчахова знакомит нас с неизвестным Шмелёвым, не похожим на того, которого мы привыкли представлять. После смерти любимой жены, Ольги Александровны Охтерлони, с которой Шмелёв прожил долгие годы, он вступает в длительную, увлекательную, но в то же время и нелёгкую переписку с почитательницей его таланта – Ольгой Александровной Бредиус-Субботиной. Эта русская эмигрантка, вышедшая замуж за «никудышнего» представителя древнего нидерландского рода и проживающая в Голландии, постепенно становится для Шмелёва смыслом жизни. Переписка превращается в нечто большее, чем просто обмен письмами между писателем и его поклонником. Оба черпают в ней силы для дальнейшего существования. И хотя оба понимают, что возраст, положение в обществе и мизерный материальный достаток не позволят им быть вместе, переписка, полная надежд, разочарований, взаимных упрёков и обид, длится и длится…