Понятие «стигма» пришло к нам из Древней Греции, в то время оно обозначало клеймо на теле раба или преступника.
Стигматизацией сейчас называют навешивание социальных ярлыков, нетерпимое отношение к инвалидам, душевно больным людям, неформальным движениям и ко всем тем, кто как-либо выделяется из массы, вызывая у окружающих чувство страха, жалости или неприятия. В последние годы тема стигматизации активно обсуждается, проводится масса мероприятий в поддержку тех, на ком было поставлено клеймо «другого». Но ведь это движение должно быть двусторонним, не только мы должны их понимать, но и они сами должны осознавать себя такими же, как все остальные (пусть и со своими особенностями и проблемами), воспринимать себя не только как носителей прав, но и как носителей ответственности. Можно восхититься смелостью и силой людей, которые на инвалидной коляске подъезжают к трибуне и рассказывают о том, с какими проблемами сталкиваются. Но всегда ли их претензии к обществу оправданны?
Мне довелось побывать на одном закрытом собрании на тему стигматизации людей, имеющих проблемы с психикой. Там была удивительная девочка, страдающая шизофренией, назовем её Даша, которая яростно рассказывала о своей участи душевно больной и о презрении к ней со стороны общества. А из последующего общения с Дашей, я узнала, что она регулярно выпивает и принимает психотропные вещества. Напрашивается вопрос: как требовать уважения к себе, если ты сама добровольно усугубляешь своё состояние?
И такой пример не один. Если говорить о людях с ограниченными возможностями (но без проблем с психикой), то и тут есть свои подводные камни. Да, у нас недостаточно условий для полноценной жизни инвалидов. Но, опять же, я видела многих таких людей, и тех из них, кто силён духом, не кричит о дискриминации, не рассказывает о своих великих страданиях, не воспринимают как «других».
Многим известен пример Ника Вуйчича – австралийского мотиватора с синдромом тетраамелии, характеризующимся отсутствием всех четырёх конечностей. Ник счастлив, у него есть семья, которая принимает и любит его таким, какой он есть. Да, он борется за свои права и права людей с инвалидностью. Но стоит отметить, КАК он это делает! Это не агрессивные спичи в адрес общества, не жалобы на нелёгкую судьбу, а призыв пересмотреть своё отношение к жизни и, несмотря ни на что, стать счастливыми.
Я считаю, что если человек, подвергшийся стигматизации, изменит в первую очередь своё поведение, то и общество пойдёт ему навстречу. Уверенного в себе человека, который принял самого себя, невозможно подмять под стереотипы и заставить чувствовать себя ущербным. Будь он слеп, без рук или с биполярным расстройством личности. Вся суть – внутри.
Анна Зорянская,
финалистка проекта «Школа литературной
журналистики «Молодой Дельвиг»