Впервые о «Трёх масках короля» широко заговорили, когда 1 марта 2014 года музыкальная часть одноимённого балетного спектакля прозвучала в петербургской капелле на Мойке, 20. Оркестром Государственного Эрмитажа тогда дирижировал бесподобный Фабио Мастранджело.
Пять лет спустя, в 2019 году, в Самарском академическом театре оперы и балета на самой большой площади Европы, носящей имя Валериана Куйбышева, состоялась мировая премьера балета «Три маски короля». В соавторстве с балетмейстером-постановщиком Юрием Смекаловым петербургский писатель Вячеслав Заренков написал либретто и создал спектакль от замысла до сценического воплощения.
Действие происходит в средневековом королевстве, где все носят маски – сам король, его главный советник, министры и народ. Ближайшее окружение правителя, пользуясь его минутной слабостью, пытается свергнуть короля и обрести всевластие в государстве. Не желая больше носить маску, король теряет власть. На троне оказывается тиран. Королевство погружается во мрак. Терзаемый проблемой выбора дальнейшего пути, опальный король всё же находит в себе силы возобновить борьбу. Он ведёт за собой восставший народ, срывает маску с предателя и вновь обретает величие.
Казалось бы, теперь жизнь должна наладиться. Но можно ли удержать власть и обеспечить стабильность государства, не надевая маски? Можно ли жить в обществе, не играя роли? Сколько ролей и масок предстоит сменить каждому на своём пути?
Публика с восторгом приняла новую постановку, спектакль высоко оценили критики, в результате балет был включён в репертуар Самарского театра. 21 и 22 ноября 2019 года, в дни проведения в Санкт-Петербурге сессии Межпарламентской Ассамблеи СНГ, мировая премьера балета «Три маски короля» состоялась на Новой сцене Мариинского театра, став центральным событием праздничной программы и одновременно ярким примером достойного взаимодействия культур регионов России.
«Три маски короля» – это философская притча, которая отражает саму жизнь, притом в любые времена.
По признанию Вячеслава Заренкова, произведение поднимает вечные вопросы борьбы добра и зла, дружбы и предательства, свободы и ответственности. Главный же посыл заключается в том, что каждому в итоге приходится заглянуть внутрь себя, прочувствовать собственное «я», задуматься о том, кто ты есть на самом деле, осознать противоречивость и многогранность человеческой натуры. В мире, государстве, на службе, в семье мы носим маски-образы. Снять их все невозможно. В этом трагедия и правда главного героя притчи. И всего человечества.
Наталия Берзина