Дневник-блог застойной осени на ТВ
Меняют министров и парламент, но почему-то не руководителей телеканалов
УТРЕННИЙ ФАНТОМ
Любой телезритель скажет: у нас словно существуют два телевидения. Одно обычное: дневное и вечернее. А другое – совершенно не похожее на остальное – телевидение утреннее. В чём парадокс альтернативы «утра» привычным «дню» и «вечеру», могут сказать только те, кто заложил эту странную традицию «щадящего уютного вещания» ещё с советских времён для ещё толком не пробудившихся потребителей. Почему-то вечером можно то, что утром – ну никак. Мне приходилось на Первом канале делать ежедневные обзоры отечественной и зарубежной прессы на «Добром утре», однако подобные страницы нынче также исчезли из эфира. Телезрителям, кстати, стоит знать, что предварительная запись утренней программы, к примеру на Первом, происходит вечером предыдущего дня, с 21.00 до 24.00. Затем идёт вещание в эфире, повторяющееся трижды: на Дальний Восток (00.00–3.00 утра по-московски), Урал и Сибирь (до 6.00) и, наконец, на европейскую часть России, включая столицу. Бывают случаи, когда ведущие и гости работают не в записи, а немного – в прямом эфире. Но эту непосредственную встречу могут радостно переживать лишь зрители Чукотки, Камчатки или Владивостока. Затем утренний телеканал повторяется уже в записанном виде вплоть до Москвы. А ощущение «живого эфира» – простая иллюзия. С нами разговаривают лишь фантомы вчерашнего дня, вернее, тени последней полуночной имитации «рассвета».
Что же привело нас к пониманию «утра» как возможности избегать всяческой серьёзности, сюсюканья с аудиторией, «замыливания» мозгов свалкой домашних советов, бытовыми подробностями ремонтирования и консервирования, хитростями вязания или штопания? Что сформировало представление об этом эфирном времени (кстати, прайм-тайма!) как о ряде программ буквально ни о чём, облегчённых до абсурдного, «кухонного» панибратства и санаторно-курортного времяпрепровождения. Говорят, что психологи считают, будто людям с утра не стоит встречаться с трудной реальностью. Мол, не проснувшегося ещё толком человека можно сильно напугать, например, дефолтом или сценами ДТП, аналитическими доводами политиков и даже шумной эстрадой. Но так ли это? Ведь вещание, уходящее от правды жизни, настораживает ещё больше. А вдруг там, за окном, на самом деле уже такое началось, пока мы тут!
Разве никто не ловил себя на мысли, что по утрам приходится буквально рыскать по телеканалам в поисках чего-то осмысленного в противовес очередным разновидностям «контрольных закупок» или заготовленным слащавым штампам «шуток» умильно и до оскомины натужно улыбающихся ведущих? Только появляющиеся время от времени в утреннем эфире новостные программы заменяют этот бытовой и хозяйственный абсурд чем-то на самом деле жизненно необходимым. А о серьёзности содержания вообще речи нет. «Утра» рассчитаны на какую-то «пониженную» социальную группу людей. Видимо, считается, что люди «умные и интеллектуальные» в раннее время ещё не встают, а значит, данный эфир – для голов «более слабых».
Предлагаю зрителям сравнить и сопоставить утренние программы разных телеканалов (что я и сделал, причём неоднократно). Ничего утешительного. Или таковых программ на каналах просто нет, а если есть – то вновь стереотипное сюсюканье добреньких субъектов о том, как сварить манную кашу и не сжечь пирог с грибами. Лишь только новостные ленты Euronews или круглосуточных «Вестей» позволяют немного протрезветь от утреннего «дома престарелых».
Так для кого же делается такое вещание? Для так называемого «пожилого контингента»? Но ведь люди на пенсии в массовом порядке столь рано также уже не просыпаются. Тот средний класс или трудовой люд, что спешит на работу, едва ли успевает записать очередной рецепт приготовления кулебяки. Да и зачем он им в такой момент нужен?! Однако получить сведения, например, о курсе доллара или положении дел на автотрассах из эфира крайне трудно. Можно ждать не дождаться. О погоде рассказывается с перерывами в полчаса и более. А на работу надо уже выбегать. Брать ли зонтик, надевать ли шарф, бежать ли в банк – спасать остатки сбережений? Вот некоторые элементарные вопросы каждого утра в нынешнее осеннее время! А где ответы?
Думается, что «телеутро», ставшее странной оппозицией обычному вещанию, вскоре перейдёт в разряд удобного справочника реальной жизни, а не телевидением для отпускников, которые его успешно просыпают. Надо бы креативным головам на каналах поработать немного над утренним прайм-таймом. А то примечается застой вещания, о котором как раз – ниже.
НУЖЕН РЕМОНТ
Складывается такое впечатление, что любой телезритель почти наизусть расскажет сетку вещания следующей недели главных метровых телеканалов. Ясно, когда будут новости, главные программы (от КВН до «К барьеру!»), что ждать в такие-то дни недели. В последнее время телевидение обжилось и обустроилось, сложившаяся «сеточка» превратилась из «живой» в «стальную». Ничто, по мнению её создателей, не должно её поколебать. Даже удачное появление на «России» глобального ряда документальных телефильмов, связанных с историей страны (от Колчака до Кагановича), не поколебало пока эту стену. Но удивительная вещь: за последние десять лет несколько раз сменилось руководство страны, кое-что сдвинулось в аппаратах управления, даже нефть потекла по планете в более объёмных количествах. Однако сетка вещания на основных каналах, а также кресла их руководителей остаются в целом неизменными. Крепка сия железобетонная стена. Похоже, что «стабильность» телевидения важнее даже стабильности в стране. Можно, оказывается, легко менять президентов и парламент, но ни в коем случае – руководителей главных телеканалов. Видимо, кто-то считает, что это может привести к подрыву спокойствия в государстве… Странная логика.
Видите, до какого абсурда могут привести рассуждения на подобную тему. Однако в каждом абсурде есть доля здравого смысла, или, вернее, есть доля абсурда, но остальное – вполне здравый смысл. А может, попробуем сделать ремонт в нашем теледоме и перепланировать стены и сетки? Ведь телевидение – всегда было полем для эксперимента, а не для чиновничьего застоя. Иначе мы никогда более не получим ни нового КВНа, ни заманчивых интерактивных реалий. Именно так.