
Вероника Крашенинникова, политический аналитик, исследователь
Хотелось бы заглянуть подальше в будущее, когда история текущих событий отстоится и будет написана. Тогда во весь рост предстанут последствия СВО и, через мемуары и архивы, те замысловатые пути, которыми достигался мир. А сейчас видим лишь верхушку айсберга, тщательно и всеми сторонами отрезанную от массива происходящих в глубине очень непростых процессов.
В ночь на воскресенье 11 мая президент Владимир Путин предложил Украине возобновить без предварительных условий прямые переговоры, прерванные в 2022 году: «Начать предлагаем без промедления уже в следующий четверг, 15 мая, в Стамбуле – там, где они проводились ранее, и там, где они были прерваны». Напомним, прервались они тогда в конце марта после вмешательства британского премьера Б. Джонсона. Об этом стало известно в деталях в июне 2024 года от участника со стороны Киева. Очевидно, что премьер Британии донёс до Зеленского указание важной группы западных участников процесса и что без Вашингтона такого решения не было бы.
Инициатива Президента России прозвучала на следующий день после сбора в Киеве четвёрки европейцев в составе глав Франции, Британии, Германии, Польши и примкнувшего к ним в ходе короткой телефонной связи Д. Трампа. Ставший вновь коллективным – хотя бы на время эпизода – Запад требовал, словами спецпосланника президента США по Украине Келлога, «безоговорочного прекращения огня на 30 дней», в ходе чего возможен переход к всеобъемлющим мирным переговорам, «а не наоборот». Европейцы пригрозили «новаторскими» гибридными санкциями. Поскольку против самой России их придумать уже крайне сложно, решили ударить по нашим торговым партнёрам. Сулят им пошлины не менее 500 процентов на экспорт в США, если те продолжат покупать российские нефть, газ, продукты нефтепереработки и нефтехимии, уран. Примечательно, что проект закона выдвинул союзник Трампа сенатор-республиканец Л. Грэм (внесён в перечень террористов и экстремистов в РФ).
Вне зависимости от всяких угроз Москва давно выступает за долгосрочный мир, что подразумевает устранение первопричин конфликта. «Не исключаем, что в ходе этих переговоров удастся договориться и о каких-то новых перемириях, о новом прекращении огня, причём о реальном перемирии», – считает Путин. После паузы Трамп высказался за то, чтобы Украина согласилась на переговоры, причём немедленно, сняв условия Келлога. Зеленский с испугу отозвался: «Буду ждать Путина в четверг в Турции. Лично». В Стамбуле 15 мая должен объявиться госсекретарь США М. Рубио для участия в неформальной министерской встрече НАТО. Макрон сообщил, что предлагаемое ими перемирие будет «контролироваться в основном США», но и «все европейцы будут вносить в это свой вклад». Ожидаемо президент Эрдоган подтвердил, что Турция готова принять делегации и внести любой вклад для обеспечения прочного мира на Украине. Интересно было бы узнать позицию Си Цзиньпина, с которым наверняка обсуждались на праздновании 80-летия Победы вопросы войны и мира, но Пекин менее разговорчив, чем западные участники.
Если речь идёт о возвращении как к исходнику к тому договору, который был почти принят в марте 2022-го, то ситуация для России выигрышная. Да и разумные люди в Киеве и на Западе не раз пожалели, что те переговоры были сорваны радикальной частью истеблишмента. Станет ли Стамбул-2 более успешным, чем Стамбул-1? Узнаем очень скоро.