Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 ноября 2024 г.
  4. № 43 (6957) (30.10.2024)
Культура

Сны о Бывалове

Стулья свои и чужие

03 ноября 2024
В элиту не проходит ни Бывалов…

После окончания журфака и четырёх лет работы в «МК» меня пригласили в «Комсомольскую правду». И вот утверждение на редколлегии. Большой кабинет, длинный стол, за которым сидят человек десять. И один стул свободный, на который я и сел сгоряча. «Это место главного редактора», – шепнул мне сосед. И тут открылась дверь, вошёл главный редактор, Юрий Петрович Воронов, и в некотором недоумении направился к своему стулу, на котором сидел я.

На работу меня взяли, несмотря на явную попытку превышения полномочий. А для себя я извлёк существенный урок: постарайся не лазить на чужие стулья, нечего тебе там делать.

* * *

В пятнадцать лет я был избран делегатом на комсомольскую конференцию Краснопресненского района, а после конференции, как и полагалось, рассказывал о ней на школьном собрании. На следующий день и.о. завуча, строгая дама неопределённого возраста в мужском пиджаке, попросила меня задержаться после уроков и, когда мы остались одни, произнесла с горечью:

– Не ожидала я от тебя, Костя.

– Что случилось, Наталья Петровна? – встревожился я.

– Ты рассказывал, как на конференции критиковали третьего секретаря райкома.

– Ну да, критиковали…

– Как же ты не понял, что это – закрытая информация?

– Так ведь в большом зале…

– Да, в большом зале, но там собрались избранные, лучшие из лучших, те, кто уже твёрдо стоит на ногах марксистско-ленинской идеологии. А рядовые комсомольцы? Ведь они подумают, что так можно с любым руководителем. Ты понял?

Я понял. С тех пор пользуюсь полузакрытой информацией из полуоткрытых источников. Нынче интернет малость мешает.

А так – ничего.

* * *

Боюсь людей, которые никогда не ошибаются. За их ошибки потом приходится платить особенно дорого.

Не сходится? А всё остальное сходится?

* * *

Согласно аппаратной легенде, в брежневские времена был известен начальник, занимавший высокую представительскую должность, который, приехав на работу к девяти часам и проведя, согласно графику, утреннюю планёрку, вызывал доверенного порученца и садился с ним играть в шашки, изредка отвлекаясь на текущие дела (пионерский слёт поприветствовать, иностранную делегацию встретить в аэропорту). Воспоминания о себе оставил добрые: зла никому не сделал, а многолетнему порученцу, партнёру по шашкам, квартиру на Кутузовском выхлопотал – был порученец многосемейный.

* * *

Разговор в кабинете повыше среднего.

– Ну не могу я приказать, вы что – не понимаете?

– Понимаю. Приказать нельзя, но попросить настоятельно – можно?

Попросить настоятельно всегда можно. Хоть ельцинская демократия на дворе, хоть крепостное право.

* * *

Номенклатура… Производное – номенхалтура. Понятие, которое, к восторгу публики, несколько десятилетий назад озвучил с эстрады конферансье Юрий Тимошенко, кстати, народный артист УССР. Понятие, которое нынче уходит в прошлое. В самом деле – ну, реку не там перекрыли. Ну, автомобиль выпустили, который не заводится. Есть о чём говорить? Это – масштабы?

* * *

Чем отличается новый эффективный менеджер от прежнего матёрого номенклатурщика? Оба – при государственном пироге, но с разных его концов. Эффективный менеджер нашёл способ пристроиться к названному пирогу с того конца, где эффективнее, чем у номенклатурщика, откусывается. Современно получается, технологично. Только вот пирога не прибавляется.

Зато сколько эффективных менеджеров всякого ранга безбедно растворилось в зарубежном пространстве…

* * *

А если оглянуться – кто у нас в красивой жизни толк понимал? Правильно. Конечно же, Остап Бендер. Заветной его мечтой были пятьсот тысяч и возможность пройтись по улицам Рио-де-Жанейро в белых штанах. Не слишком по нынешним меркам. Совсем не слишком. Жадность не была ему свойственна. И уголовный кодекс он чтил. В сущности, был великий комбинатор романтиком и бессребреником. Может, потому великим по сей день и остался. И ни в коем случае не вписался бы он в нынешнюю шоу-элиту. Даже в белых штанах.

* * *

И товарищ Бывалов (Игорь Ильинский, «Волга-Волга»), уж на что бюрократ и начальник, а в нынешнюю эффективно-менеджерскую элиту тоже не вписался бы: говорят, взяток не брал. И к Стрелке (Любовь Орлова) не приставал с недостойными предложениями.

Так обстоит дело – с элитами.

* * *

Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак. Давняя формулировка, не раз доказывавшая своё структурное совершенство. Решающе важно чувствовать, которое из двух названных воплощений целесообразно на текущий момент, – и своевременно воплотиться. Есть, правда, риск запутаться и остаться в дураках, но какая карьера без риска?

* * *

Но всё-таки есть незыблемые позиции в этом мире бушующем. Меня нельзя снять, потому что меня забыли назначить. Позиция, которую неукоснительно занимал талантливый критик, мой друг Борис Михайлович Поюровский.

* * *

На науку у нас нынче не скупятся, достижения её во всём мире признаны. Вот только надо бы однажды решить, какого масштаба умы и какого объёма средства должны быть направлены для решения закоренелой, едва ли не вековой проблемы. Чтоб в метро, когда что-то объявляют по радио, можно было разобрать хоть одно слово.

* * *

Молодой писатель говорил редактору, напечатавшему в газете его первый рассказ: «Вы усекли у меня художественное начало».

Так всю жизнь и обходился – с усечённым началом. И неплохо обходился. Даже в Союзе писателей чем-то руководил.

...ни Остап Бендер

* * *

У артиста был слабый голос, не дававший ему шанса на ведущие партии, и ещё у него была должность секретаря партийной организации оперного театра. Он очень любил эту должность и делал всё, чтобы её сохранить, а на однажды прозвучавший бестактный вопрос: «Зачем вам это надо?» – знаете, что ответил? «Там, на сцене, я подпеваю, а здесь, в своём кабинете, пою». И в голосе его прозвучали ноты проникновенно-лирические.

* * *

Известный провинциальный артист удачно сыграл Ленина. Его стали снимать в ленинских фильмах, театр выстраивал под него репертуар. Он был хорошим актёром психологической школы, и личность его всё глубже и глубже проникала в иную личность, всё более растворялась в ней. Да и ладно бы, в конце концов, растворялся не в ком попало. Но однажды на банкете после премьеры артист подошёл к первому секретарю обкома, похлопал его по плечу и произнёс, знакомо картавя: «Мне с вами, батенька, надо бы переговорить. Ведь дела в области обстоят архискверно».

Ну как отделить политику от культуры?

* * *

Диалог двух артистов перед премьерой.

– После спектакля заходи ко мне в гримёрку. Коньяк у меня армянский, пять звёздочек.

– А его звать будем? – Взгляд в сторону чиновника из горкома, пришедшего принимать спектакль.

– Так ведь опять он всё и выпьет.

– Зато с каждой рюмкой он всё либеральнее становится. А у нас там жёсткие реплики. Надо, чтобы проскочили.

– И то правда. Искусство требует жертв. Коньяк-то хороший.

Ещё один штрих к проблеме «художник и власть».

* * *

Я застал время – конец восьмидесятых – начало девяностых, когда мастера культуры ринулись во власть, надеясь преобразовать её взаимоотношения с творческим сообществом на разумных началах. Создатели кинематографических, театральных шедевров становились председателями, депутатами, членами коллегий. От той поры что осталось? Светлая память, пережитое чувство личной причастности, нужности. И ещё: неуютно всё-таки на чужих стульях. Даже если сплошной энтузиазм, а корысти ни капельки.

Опять не сходится...

* * *

На что уж Остап Бендер, а ведь и у него с чужими стульями не сладилось.


Обсудить в группе Telegram

Константин Щербаков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «От нас всегда ждут чего-то неожиданного!»

    01.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS