Долгие годы исследователь посвятил скандальному и политизированному вопросу, связанному с авторством «Тихого Дона». Примерно полвека советологи и кремленологи исследуют проблему: кто же написал роман «Тихий Дон» – Михаил Шолохов или кто-то другой? Дескать, не мог в свои 27 лет молодой вёшенский казак создать масштабную эпопею, освещающую события предреволюционной и послереволюционной эпох. Наверное, он похитил чью-то рукопись (например, у малоизвестного писателя Фёдора Крюкова) и выдал её за создание собственного пера. Кстати сказать, почему-то никто не подвергает сомнению авторство стихов Артюра Рембо, который самые сильные стихи написал в 16 лет. А потом и завязал с писательством.
Но это так, для справки. К русским людям всегда относятся с нескрываемым подозрением: кто следил за развитием ситуации вокруг Олимпийских игр в Рио, хорошо это видит и понимает, как нас гнобят и зажимают. При этом наши спортивные чиновники помалкивают да считают свои гонорары…
Лев Колодный посвятил много лет разрешению известной литературоведческой загадки. Именно ему удалось обнаружить и предъявить миру рукопись начальных частей романа и доказать, что всё это написано рукой Михаила Шолохова. Его исследования были проанализированы в стенах Института мировой литературы имени А.М. Горького и признаны справедливыми и убедительными.
И вот выходит книга, подводящая итог многолетним дискуссиям. Автор её детально и обстоятельно показывает, что написать этот роман мог только Михаил Шолохов.
Прямым доказательством авторства Шолохова должно было стать наличие в его творчестве других произведений, по художественной значимости сопоставимых с «Тихим Доном», – «Донские рассказы», «Поднятая целина», «Судьба человека». Писатель раз за разом показывал, что умеет филигранно воспроизвести психологию человеческого поведения. Достаточно вспомнить эпизод из фильма Сергея Бондарчука, когда его герой спрашивает бездомного мальчишку: «Ванюшка, а ты знаешь, хто я такой?.. Я – твой отец!» Ребёнок в слезах бросается ему на шею, захлёбывается причитаниями: «Батянька, я знал, что ты меня найдёшь!..»
Казалось бы, мелодраматическая ситуация. Любой актёр скажет: слезу у зрителя прошибить легче, чем другие эмоции – улыбку, смех, сосредоточение, внимание и прочее. Всё это так, но когда вспоминаешь такие вещи Шолохова, как «Родинка», «Шибалково семя», «Нахалёнок», невозможно остаться равнодушным. Они написаны не холодным умом, а горячим сердцем человека, который сам в жизни много чего испытал, прочувствовал и перенёс. И становится понятным справедливое решение Нобелевского комитета о присуждении донскому казаку престижной литературной премии.
Книга Льва Колодного спокойна по тону. Но в глубине её, в подтексте легко прочитываются всё те же человеческие эмоции: обида, чувство глобальной несправедливости, желание воздать врагам по их «заслугам». А если так, то знак вопроса, вынесенный нами в название, снимается сам собой. По Гегелю. А ещё точнее – по Шолохову.