Батюшка-Дон: Предания, легенды и были донского казачества / Сост., вступ. статья В.Д. Лютого. – Воронеж: Серебряная гора, 2006. – 288 с. с ил.
В сентябре прошлого года было широко отмечено столетие со дня рождения Бориса Степановича Лащилина, замечательного фольклориста, историка и своеобычного писателя, связанного и жизнью, и творчеством с донским казачеством.
Вообще-то он родился не на Дону, а на Хопре, в станице Михайловская Области войска Донского (ныне – Волгоградская область). Его отец избирался атаманом этой станицы, был на приёме у царя и даже награждён государем серебряным кубком. Мать происходила из семьи священника. Кстати, их фотографии, равно как и другие, удачно иллюстрируют книгу.
Примечательно ещё, что среди дальних родственников Лащилина одновременно и Дмитрий Менделеев, и Александр Блок.
Первые его книги, в том числе и два сборника казачьих песен и частушек, вышли ещё в конце 30-х годов, что крайне удивительно, ибо тогда даже само слово «казак» было почти ругательным.
Поскольку околохопёрские станицы граничат с селениями Воронежской области, Лащилин был связан творчески и с Воронежем, печатался в журнале «Подъём» и дружил с воронежскими литераторами. Там же проживала его будущая жена Капитолина Ивановна Тихомирова (в девичестве Полякова), с которой он, к сожалению, соединил свою судьбу только в последние пять лет жизни.
Почти весь его большой архив был перевезён в Воронеж, часть материалов по народному творчеству Придонья и Прихопёрья была передана в Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.
Книга «Батюшка-Дон» включает в себя неоднократно переиздававшиеся «Донские сказы», краеведческие очерки «На Хопре», рассказывающие о хуторах и станицах Прихопёрья, затем идут исторические новеллы и личные воспоминания «Это было», историческая повесть «Казак Максим Ханин» и новеллы о фауне Придонья и Прихопёрья «Родное и близкое».
Сочный ясный язык, мастерское владение сюжетом и умение сочетать историю и современность, остро чувствуя грани взаимопроникновения, отличают творческую манеру писателя. Воронежский литературовед и критик, доктор филологических наук А.М. Абрамов назвал Бориса Лащилина Шолоховым в фольклоре, и это не преувеличение, а точная констатация фактического значения многолетней работы энтузиаста донского казачества.
Составитель этой книги совершенно точно заметил в своём предисловии: «Патриотический пафос, присущий лащилинским рассказам и фольклорным записям, содержит в себе не только любовь к Родине, но и милосердие по отношению к русскому человеку.
В лащилинских строках мы найдём приметы векового нравственного закона, который столь необходим сегодня нашему трагически разобщённому в последние десятилетия народу. Только через эти внутренние правила может и должна быть восстановлена связь русских предков с их потомками – современными и завтрашними. Потому что благодарность, внимание и нравственная чуткость по отношению к прошлому одухотворяют рационалистический ум и делают будущее не только возможным, но и во многом радостным – соединённым с земными надеждами на счастье и с православной верой в личное спасение и в благоденствие своего Отечества».