ЛЮДИ-АМФИБИИ
Допустим, некто – иностранец или русский из второй волны эмиграции – задался целью познакомиться с Россией с помощью телевидения. В течение недели он переключал бы кнопки трёх ведущих госканалов. На Первом 2–3 раза проскользнула социально-экономическая хроника с мест и столько же выездных государственно-партийных совещаний – из областных (краевых) администраций. Всё.
На втором Россия предстала тоже в хронике «Вестей». Но чуть обширней: название канала обязывает. Из информации видно, что на просторах страны живут и изредка работают – иногда на полях, но больше под землёй. Почему-то все копают (причём на всех трёх каналах), в том смысле, что массово кинулись искать следы истории… Наконец удача! Наш зарубежный соотечественник обнадёжен интригующим названием – «Русские не сдаются» – и парящим на воздушных шарах мишкой в кадре. Закадровый баритон Юрия Яковлева ностальгически сообщил, что речь пойдёт о тех, кто живёт в России, «к сожалению или к счастью». Значит, путешествие предстоит по настоящей, не хроникальной России. Тем более что автор Екатерина Гордеева давно известна как репортёр, открывающий новые дали. В путь!
Выпуск 9 ноября. В кадре Тамбов: старые дома, автотрасса. На неё вместе с сотрудниками ГАИ выходит народный изобретатель со своим последним детищем – биопсихоанализатором, якобы помочь дорожникам выявить нарушителей движения. Трасса обычная, милиционеры нормальные, а весьма пожилому изобретателю для хохмы нацепили очки человека-амфибии. Плакатом «Волк – друг человека» отпародировали Тамбов, а заодно и старика, с трудом передвигающегося и живущего, по-видимому, одной иллюзией «как подковать блоху».
Следующий маршрут – в Боровичи Новгородской области. Сюжет повеселее: питерский художник-примитивист переехал в деревню и украшает местные строения своими пейзажами. Деревенские пацаны вредят – подмалёвывают, а он не сдаётся: рисует, бескорыстно улучшая их малую родину.
С запада России – на самый Дальний Восток, в Еврейскую автономную область. И окраина Биробиджана немного видна, и останки завода, где недавно работали 2,5 тысячи человек, и клуб, где пенсионерки танцуют друг с другом, чтоб спастись от забвения и безысходности. А играет им баянист с культями… Бывший заводской шофёр, потеряв кисти обеих рук, не опустился, не пал духом – ухожен, общителен, сам в порядке содержит дом, да ещё и на баяне наяривает. «Молодец!» – надо бы воскликнуть. Но не выходит: жалко приличного человека и горько от российской убогости.
Вроде НТВ и не надсмеялось над инвалидом, как над стариком-изобретателем в подводных очках, но и не приподняло над серой реальностью. И хотя Е. Гордеева авторским словом пыталась подретушировать пародийность сюжетов, герои, представленные в них, оставили впечатление чудаковатых оптимистов.
НТВ (как официально заявили, – наиболее популярный из российских брендов – в одной связке с «Билайном» и пивом «Балтика») могло бы и не «брендеть» по поводу обиженных матушкой-Родиной. А помочь им из своих закромов – единственного российского медийного бренда. Или хотя бы словом…
Впрочем, как говорит наш зарубежный зритель, есть ещё порох в провинциальных пороховницах.
ОТКРЫВАЯ РОДИНУ
Институт собкорства на российском ТВ в 90-е был свёрнут. До дефолта – реформенный хаос, после дефолта – безденежье. И вот медленно к 2008-му на всех трёх каналах его восстановили.
«Время» – главная новостная программа Российской Федерации, предназначена для официоза и освещения общенациональных ЧП. Социально-экономическое лицо государства через её объектив не разглядишь. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что собкоров, не только международников, на Первом заметно прибавилось и они стараются. Иногда чересчур. Дают политически значимые репортажи и отклики на визиты государственных руководителей (как бы теперь и не отклики), иногда сообщают с мест о нарушениях гражданского права и прав потребителей, не возвращаясь к опубликованному. В общем, классическое официальное вещание с семейно-вкрадчивой манерой изложения. Занимательные сообщения вынесены особняком в «Другие новости». Недавно в них прошёл сюжет о голубях-навигаторах, заставивший меня вспомнить журналиста, авторскую манеру которого не спутаешь ни с чем. Владимира Фёдорова, исчезнувшего из телеэфира, а прежде работавшего собкором ЦТ и Первого канала в Черноземье. Вот кто умел рассказать о российской глубинке так, что любой иностранец-славянофил или эмигрант-соотечественник заплачет. Талант этого тележурналиста заключается в том, что он, единственный на ТВ, находил вроде безыскусные, но красноречивые детали и увлекательно обыгрывал их, сдержанно возвышая российскую провинцию. Зритель видел подлинную Россию – поля, цеха, стройки, праздники, рыбалки, забавных и бескомпромиссных, чудаковатых и сильных, беззащитных и волевых людей.
У Фёдорова появился последователь – Ольга Чернова, собкор НТВ в Центральной России (Воронежская, Белгородская, Курская области). Она тоже пытается в обыденном увидеть своеобразное и сообщить об этом увлекательно и зримо. Вот хотя бы недавний репортаж о хуторном туризме в белгородском селе – с глинобитной избой, подзорниками и пампушками. Через утраченные детали быта она показывает вековое взаимопроникновение русского и украинского укладов жизни. Фактология материалов, широта географии, скрупулёзность в деталях, стремление вынести на передний план действие, а не себя на его фоне, а также убедительный внешний вид и естественность поведения перед камерой сделали её репортажи из провинции не провинциальными, профессионально воспроизводящими на экране реальную жизнь страны.
Восстановление института собкорства дало о себе знать и на канале «Россия»: репортажи идут не только из Центра, но и с Дальнего Востока, Урала, Сибири, с Севера и Запада. Из них можно уловить внешние перемены на огромной российской территории: рядом с хрущёвками голубеют и краснеют крыши из металлочерепицы, а вместо чердачных окошек по-европейски поглядывают мансарды. Но это лишь редкие внешние перемены.
Многим собкорам «России» и НТВ не откажешь в объективности и злободневности сюжетов, они следят за точностью слова и хронометражем. Безусловно, нужны сообщения по линии МЧС и репортажи, обличающие бюрократов и мздоимцев, и фольклорные зарисовки – тоже. Но мыслящему зрителю хочется узнавать через телевидение о социально-экономических переменах в российских городах и сёлах, иначе зачем нацпроекты и направляемые в регионы трансферты.
За старательностью и динамичностью многих молодых собкоров кроме неосведомлённости в экономике обнаруживается и незнание специфики телевидения, где на первом плане должен быть видеоряд. Скороговоркой читаемое у микрофона сообщение на фоне деревьев или домов – не тележурналистика, а всего лишь звучащее слово.
Благодаря возрождению собкорства телевещание решило задачу обеспечения регулярной видеоинформацией с мест. И это, безусловно, продвижение вперёд. Осталось подучить молодых собкоров телетехнологии и нацелить их на освещение социально-экономической жизни России.